Новый законопроект оставит без работы тысячи камер фиксации нарушений

Новый законопроект оставит без работы тысячи камер фиксации нарушений

Они не пройдут проверку на соответствие ГОСТу

Министерство транспорта продолжает готовить федеральный закон о дорожных камерах. В новой версии законопроекта, которую начали обсуждать в марте, предлагается не штрафовать водителей автоматически за нарушение «динамических» знаков и запретить слишком «плотное» расположение камер, чтобы не накладывать штрафы на лихачей слишком часто. Но самое интересное — то, что ГОСТ на камеры фиксации предложено сделать обязательным, а это грозит вывести из игры тысячи аппаратов старого поколения.

Фото: Алексей Меринов

Нынешняя версия правительственного законопроекта — уже третья по счету, она сейчас проходит общественное обсуждение. После бурной реакции автомобилистов и профильных общественников Минтранс согласился убрать из проекта наказание в автоматическом режиме за нарушение «динамических» скоростных лимитов — речь о световых знаках на трассах, которые управляются как информационные табло. Противники этого предложения приводили аргументы о том, что меняющиеся знаки при штрафах за их нарушение невротизируют водителей, а обеспечить доказательства того, что на табло горит именно пониженный скоростной лимит, затруднительно.

Еще одно видимое послабление водителям: камеры планируется запретить устанавливать с интервалом менее 1 км в населенных пунктах и 5 км вне их. Правда, это предложение — как уже успели отметить наблюдатели — практически нивелировано тем, что возможны исключения. Слишком плотная установка камер будет допускаться в очагах аварийности и по требованию ГИБДД. 

— Что касается очагов аварийности, там камеры действительно могут ставить плотно, этим исключением будут охотно пользоваться, — отмечает собеседник «МК» в подмосковном главке ГИБДД. — Только инициаторами этого обычно становятся не ДПС, а муниципалы, которым нужно реагировать на очаг аварийности: с них жестко спрашивают за снижение числа ДТП на их территории. А вот наша служба вряд ли будет требовать внеплановой установки именно камер в произвольных местах: намного проще и удобнее решить вопрос патрулированием и мобильными постами.

Однако наиболее резонансным в этом пакете предложений Дептранса стало то, что ГОСТ Р 57144, регламентирующий устройства фотовидеофиксации нарушений, планируют сделать обязательным. Сейчас значительная доля камер как в регионах, так и в Москве не соответствуют этому стандарту, поскольку установлены либо до его введения, либо тогда, когда он был добровольным. Говорят, в том числе, о том, что не соответствующие ГОСТу камеры придется выводить из работы. 

— Скорее всего, такое предложение не пройдет, а может быть, сделают исключение для уже существующих комплексов видеофиксации, либо будут потрачены дополнительные бюджеты на обновление камер, — рассуждает юрист Алексей Голубев. — Но если это не будет сделано, а ГОСТ станет обязательным, постановления, выписанные «неГОСТовскими» камерами, будет очень легко и весело опротестовывать в судах. Обжалований будут тысячи, суды взвоют и прозрачно намекнут операторам, что такие камеры лучше отключить.

Как сообщили «МК» сотрудники профильного департамента Вологодской области, на территории региона значительная часть — около 30% камер работают уже много лет и не тестировались на соответствие ГОСТ. При этом по мере обновления соответствующей инфраструктуры доля современного оборудования, конечно, растет: в Ярославской области, по сведениям сотрудников ДПС региона, с этого года большинство камер обновили (а программа региона подразумевает установку еще сотен дополнительных устройств).

По некоторым данным, «неГОСТовские» камеры прежних лет установки остались и в Москве. В любом случае, сейчас таких устройств в России свыше 25 тысяч стационарных, более 3000 передвижных и 900 мобильных. А значит, тысячи из них — не соответствуют современным стандартам.

ГОСТ, принятый еще в 2016 году, допускает применение на дорогах страны радиолокационных, лазерных, видеоанализирующих, индуктивных, магнитных, пьезоэлектрических, хронометрических, иных камер и комбинированных решений. Они должны распознавать все номерные знаки, действующие в России, а также не менее четырех зарубежных стран по выбору заказчика. Минимальный «ГОСТовский» диапазон измерения скорости — от 20 до 250 километров в час (можно больше).

Интересно, что погрешность комплексов фиксации по ГОСТ должна быть в диапазоне ± 3 км/ч (или для скоростей свыше 100 км/ч — ± 3 %). Это означает, в частности, что если все камеры России будут приведены к этому стандарту, «нештрафуемый порог» в нынешние 20 км/ч можно будет смело снижать даже не до 10, а до 5 км/ч: ведь это заведомо больше погрешности аппарата.

Распознавать номера автомобилей по ГОСТ камера должна не менее, чем в 90% случаев — так мы узнаем об объеме погрешностей. Ошибок распознавания должно быть не более 5%, а дубликаты и фантомы (несуществующие номера) должны проявляться не чаще, чем в 0.5 % случаев.

Камеры по ГОСТ могут «преследовать» нарушителей скоростного режима, движущихся по обочинам, тротуарам и велодорожкам; нарушителей правил пользования световыми приборами. Они могут быть запрограммированы (и москвичи это хорошо изучили) на «выделенку», трамвайные пути, движение по встречной полосе, несанкционированные повороты и развороты, движение задним ходом, а также прочие нарушения требований знаков и разметки. Плюс, разумеется, камеры по ГОСТ должны «ловить» нарушителей команд светофора и тех, кто заезжает на стоп-линию.

Иными словами, практически все, что умеют делать современные камеры фиксации — вплоть до вычисления средней скорости — предлагается узаконить и скрепить ГОСТом. Будет ли от этого легче или тяжелее водителям — сказать пока трудно; как минимум, для использования камер и наказания по их протоколам становится еще больше законных оснований. Но «старья» разного рода на столбах, видимо, и впрямь со временем станет поменьше.

Источник

Похожие записи