В музее Чайковского рассказали о тернистом пути оперы «Борис Годунов»

В музее Чайковского рассказали о тернистом пути оперы «Борис Годунов»

С помощью технологий и драгоценных экспонатов приоткрыли тайну создания произведения

В Москве открылась выставка, приуроченная к 185-летию со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского. На ней зрители смогут познакомиться с работами выдающихся художников, музыкантов, ученых и режиссёров, больше узнать о нелегком пути, который прошла опера «Борис Годунов»

Фото: Пресс-служба

Любой уважающий себя театр в репертуаре обязательно имеет «Бориса Годунова». Опера с триумфом идёт по сценам уже более века, однако как горек и труден был ее путь к сцене, мало кто знает. Об этом и не только рассказывает выставка. Но начнем с истории: в триумфальном шествии оперы ключевую роль сыграли несколько фигур. Все началась с Александра Пушкина, которому нужно было набраться смелости и сделать главным героем не просто царя, а царя опального.  

Интересно, что и Модест Мусоргский во второй половине XIX века вдохновлялся античной трагедией «Царь Эдип» Софокла. Нельзя не упомянуть, что композитор сочинял необычайное по своей силе произведение всего год, однако театральный комитет был против постановки. Поэтому скрепя сердце Мусоргский создал новую редакцию, в которой обратился к историческому труду Никольского.  

Однако на этом путь оперы не закончился. Третьей ключевой фигурой в ее рождении стал Римский-Корсаков, который 30 лет работал над оперой, внося поправки, создавая более роскошную оркестровку. Вопреки тому, что сам являлся композитором, он положил жизнь на совершенствование чужого произведения.

Пройдя тернистый путь от творческого вмешательства других музыкантов до неприятия и непонимания современников, в XX веке сочинение наконец-то получило признание, войдя в репертуар оперных театров не только России, но и всего мира.

Фото: Пресс-служба

Выставка состоит из трех разделов: «История создания и первой постановки оперы», «Альтернативные взгляды на шедевр» и «Опера Мусоргского в сценических воплощениях в XX–XXI веках». Она не только откроет завесу тайны над созданием произведения, но познакомит с историей через экспонаты. 

Всё происходит в доме, где жил и творил Чайковский. Атмосфера настолько хорошо передана, что создается впечатление, что композитор отлучился всего на несколько минут, оставив публику наедине с экспонатами. И хотя многие подлинники не удалось разместить из-за пространственных ограничений, все самое лучшее предстало перед гостями, благодаря серьезному отбору. 

Как поделился с корреспондентом «МК» заслуженный деятель искусств Российской Федерации Михаил Брызгалов, каждый экспонат заслуживает внимания: «Трудно сказать, что здесь самое важное. Конечно же, рукописи Модеста Мусоргского и костюмы Шаляпина. Оперный певец представал перед публикой в разных обличиях. Например, у нас представлены два костюма Бориса Годунова и один Варлаама (крестьянина), в котором тоже блистал Федор Иванович в этой партии. А чего только стоит эскиз Коровина? Мне кажется, если бы была выставка одной картины, я бы пошёл посмотреть на его руку». 

Также отдельного внимания заслуживают живописные и графические эскизы Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского, рукописи Модеста Мусоргского и его друга, соратника по кружку «Могучая кучка», старинные нотные и книжные издания, архивные документы. И, конечно, свидетельство того времени — афиши, ранее представленные в различных театрах. Они негласно подтверждают, что опера «Борис Годунов» одна из самых исполняемых в мире не только сегодня. Много лет она не сходит с подмостков.

Фото: Пресс-служба

«Не надо забывать, что в прошлом году, несмотря на непростую обстановку, сезон «Ла Скала» открывал «Борис Годунов». И это о многом говорит», — отметил Михаил Брызгалов.

Особый интерес представляет партитура Николая Голованова. После возобновления спектакля в Большом театре дирижёры приходят в музей и просят музыкальное сочинение, чтобы посмотреть, как работал маэстро. Интересно, что композитор всегда использовал цветные карандаши, оставляя собственные пометки.

Также одной из реликвий стал выставленный в витрине перстень с красным камнем, который, выходя на сцену, надевал Шаляпин в роли царя Бориса. Как поделилась пресс-служба РНММ, украшение было подарено Музею Иваном Петровым, который также исполнял заглавную роль в опере Мусоргского. Во время гастролей в 1964 году Петров получил реликвию от дочери Шаляпина. 

При этом стоит отметить, что внедрение новых технологий и аудиогида добавило ноту современности, разбавив атмосферу прошлых веков. Гости смогут познакомиться с фотографиями оперных постановок московского театра, прочесть письмо Павла Фёдорова к Модесту Мусоргскому. Помимо этого рекреативную окраску вносит трон, на котором могут сфотографироваться все желающие. Благодаря такому подходу в музее будет интересно не только взрослым, но и детям.

Посетители отметили, что помимо приятных древесных нот в помещении ощутим сладковатый оттенок ладана. Как объяснили организаторы, такой мягкий шлейф запахов может исходить от костюмов, долгое время лежавших в сундуках, ожидая своего часа. Благодаря этому сегодня можно вновь почувствовать благоухание пудреницы и парфюма, которые так любил выдающийся артист Фёдор Шаляпин. 

Фото: Пресс-служба

«Мне кажется, Музею музыки удалось преобразить мансарду особняка в чудесный выставочный зал. И акустика там более камерная. Частично деревянный потолок добавляет какой-то аутентичности месту. Мы послушали замечательный концерт и приняли участие в экскурсии. В целом, человеческая атмосфера какая-то особая. У меня останутся самые приятные воспоминания от этого вечера», — эмоционально заметил гость музея – художник Сен Бейон.

Генеральный директор Российского национального музея музыки поделился, что в будущем хотелось бы в своей коллекции увидеть костюм из Большого театра Ильдара Абдразакова. «Его костюм может появиться у нас как символ современного прочтения оперы, которой уже свыше 150 лет», — сказал он.

Выставка будет работать до 30 июня 2024 года.

Источник: mk.ru

Похожие записи