ПОСЛЕДНЕЕ
«Росавиация» распорядилась 60-ю самолетами и вертолетами, как помидорами на рынке

«Росавиация» распорядилась 60-ю самолетами и вертолетами, как помидорами на рынке

«Росавиация» распорядилась 60-ю самолетами и вертолетами, как помидорами на рынке

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В Москве разгорается нешуточный скандал. Правоохранители провели обыски в «Росавиации» по уголовным делам о выводе из-под российской юрисдикции почти шести десятков самолетов и вертолетов.

Хотя они гражданские, но с марта 2022 года, борта продавались в том числе в недружественные страны, после чего три вертолета Ми-8, например, в принимали участие в СВО на стороне противника, а Ил-76 летали с выключенными ответчиками, чтобы их маршруты нельзя было отследить, на том же сайте FlightRadar24.

Сотрудники ФСБ и МВД изъяли документы в кабинетах двух ВРИО: начальника Управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петра Козырева. Возбуждено уголовное дело по статье о халатности и превышении должностных полномочий. Есть и другие подозреваемые.

Эта история уже привела к отставке в сентябре 2023 года самого Александра Нерадько, возглавлявшего «Росавиацию» в течение полутора десятков лет, пишут «Известия». Он поработал и заместителем министра транспорта РФ, и руководителем Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация»), и Федеральной аэронавигационной службы, и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта («Ространснадзор»).

Почему же так случилось?

Заслуженный пилот СССР, экс-замминистра Гражданской авиации СССР Олег Смирнов считает, что очень низко упал уровень подбора кадров в регулирующих органах гражданской авиации:

— Если проанализировать положение дел, начиная от Минтранса, «Росавиации» и «Ространснадзора», то выявится общая мрачная проблема. Занимаются делами люди непрофессиональные, а подчас подобранные по родству, кумовству и другим неделовым признакам.

Но есть жесткие требования Международной организации гражданской авиации ООН — ИКАО, что называется «написанные кровью»! Этим должны заниматься профессионалы. А у нас набирают каких-то абсолютно далеких от авиации людей.

И контроля нет за работниками. Если взяли кого ни попадя, то нужно было хоть бы контролировать. Ведь «кадры решают все», а вовсе не кумовья и прочие деятели, которой сейчас наполнены наши кабинеты.

Я хотел бы принести благодарность тем компетентным органам, которые раскрыли это дело, заметив несусветную дичь. Гражданская авиация — это отрасль, подразумевающая очень четкое знание всех параметров. Должна быть серьезная специальная подготовка. Авиацией и так сложно управлять, а если не обучен, то вообще невозможно.

Задали бы этим чиновникам вопрос: «Какая формула подъемной силы крыла?» Ни в Минтрансе, ни в «Росавиации» большинство не смогут ее назвать. Но ведь благодаря этому принципу самолет держится в воздухе. Многих даже на километр нельзя допускать к государственным структурам, авиакомпаниям и аэропортам. А они еще занимаются продажей воздушных судов каким-то непонятным структурам.

«СП»: Как вы считаете, какой ущерб нанесен деятельностью данных чиновников?

— Дело не в ущербе от самой продажи, ведь мы действуем в рамках рыночной экономики и купля-продажа — это в принципе нормально. Просто, не зная тонкостей, они не понимали, кому и куда продают. Так машины оказались на Украине. По сути, продали самолеты нашему врагу. Это же не просто продать гнилой помидор с лотка. Если бы все происходило на плодоовощном рынке, то, в крайнем случае, виновник получит пощечину от покупательницы.

«СП»: Если бы «гнилой». Самолеты и вертолеты самостоятельно улетали с нашей территории на своих винтах и крыльях.

— За этой продажей могут стоять смерти наших солдат — это не шутейные дела. Всех виновных, считаю, нужно по закону передислоцировать на север Магаданской области — шить варежки для заключенных. «Росавиация» — это бывшее Министерство гражданской авиации, где нас заставляли учиться день и ночь.

«СП»: Застрахованы ли мы в дальнейшем от таких продаж бортов налево. Не полетят ли снова самолеты и вертолеты сначала в Азербайджан и Киргизию, а оттуда — далее, уже в недружественные страны?

— Чтобы это предотвратить, должны работать специально обученные люди, которые будут отслеживать и предпринимать оперативные меры. Например, давно уже пора запретить все продажи летательных аппаратов куда бы то ни было на период проведения СВО.

«СП»: Но и нынешние сделки осуществлялись как раз-таки в нарушение указов президента РФ от 1 и 8 марта 2022 года № 81 и № 100, а также постановлений правительства № 311 и № 312 о разрешительном порядке вывоза отдельных видов товаров за пределы РФ.

— Как это так, президент и председатель правительства запрещают, а они действуют вопреки? Догадываетесь, что сделали бы с ними в былые времена? Вот и я о том же.

«СП»: У одной из чиновниц, Анны Жильцовой, которую уволили из агентства в июне 2023 года, в кабинете нашли антивоенный плакат, и, как пишут «Известия», негативное отношение к СВО.

— Представьте себе на минуточку, что во время Великой Отечественной в кабинете руководителя висел плакат с изображением бесноватого фюрера. И тут то же самое… Она же не какая-то школьница, а госчиновник. Как она вообще была допущена к ответственной работе?

«СП»: Официально «по конкурсу о замещении вакантных должностей центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта».

— Системные вопросы подбора кадров — это беда нашего государства. Это касается не только авиация.

Куда не кинь, везде властвуют «эффективные менеджеры», юристы, финансисты, эквилибристы и прочие аферисты. А должны в авиации главенствовать инженеры, летчики, диспетчеры. Иначе авиация станет небезопасной, считает эксперт…

Формально-то поводом для возбуждения уголовных дел стала проверка деятельности «Росавиации» по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению соответствующего реестра, проведенная Минтрансом в июле 2023 года.

Выяснилось, что после начала СВО сотрудники агентства снимали с регистрации самолеты и вертолеты в нарушение президентских указов и правительственных постановлений.

Выводились борта из «Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними» без полного комплекта документов.

Информация о нахождении воздушных судов за пределами России предоставлялась противоречивая и недостоверная. Сведения о выданных собственникам разрешительных документах в других ведомствах не запрашивали.

Так, за год, с марта 2022 года по июнь 2023-го, из-под российской юрисдикции незаконно и выбыли десятки воздушных судов. Из них только часть продали за рубеж. Два десятка приобрели резиденты государств, не входящих в Евразийский экономический союз. Восемь попали в недружественные страны.

Теперь будут разбираться, что это было: халатность или превышении должностных полномочий? Но по большому счету попахивает и госизменой.

Источник

Похожие записи