Спортивный психолог объяснила, почему фигуристка Валиева закрывалась капюшоном

Спортивный психолог объяснила, почему фигуристка Валиева закрывалась капюшоном

«Неблагоприятное предстартовое состояние может вызвать лихорадку или апатию»

15 февраля Камила Валиева выступит в личном турнире на Олимпиаде в Пекине. Но МОК запретил награждать спортсменку в случае победы. Повлияет ли стрессовая ситуация на фигуристку и кто посоветовал спортсменке проходить через микст-зону, закрывшись капюшоном, рассказала спортивный психолог Александры Иголкиной.    

Фото: AP

— До выступления Камилы Валиевой остается один день. Можно предположить, как скажется стресс на выступлении фигуристки?

— Научные исследования показывают, чем больше неопределенности, тем выше тревога, — говорит Александра Иголкина. — В ситуации с Валиевой мы наблюдаем максимальный уровень неопределенности. Камила до последнего не знала, дадут ей выступить или нет. Уникальная ситуация по уровню стресса. С подобным мы еще не сталкивались. 

Глупо предполагать, что она не переживает. Но тренерский штаб делает все возможное, чтобы фигуристка находилась в комфортных условиях. Не знаю, работают с ней психологи или нет, но, судя по ее внешним реакциям, по тому, что она отказались общаться с журналистами — тренерский штаб вполне успешно справляется с ситуаций, и сама Камила держится.

Благоприятный фактор в этой истории тот, что фигуристке не устроили травлю в Сети. Более того, в интернете запустили хештеги в ее поддержку. Массовый флешмоб благоприятствует позитивному настрою. Если бы в Сети поднялся хейт, мы бы наблюдали другую психологическую картину. И прогнозы на ее выступление были бы хуже. Одно дело  выступать зная, что мир тебя поддерживает, и совсем другое — выступать со шлейфом «ты грязный спортсмен». 

— Зато в Сети досталось тренерскому штабу Валиевой, той же Тутберидзе.

— Этери Тутберидзе — взрослая женщина, она натренирована на подобные вещи.

— В минувшую пятницу Валиева вышла в микст-зону, закрывшись капюшоном. О чем говорит такое поведение?

— Думаю, это было не ее решение надеть капюшон. Такую стратегию выработала команда. Скорее всего, тренерский штаб подсказал ей выйти в таком виде, чтобы дать понять журналистам — никаких комментариев не последует, взаимодействовать с прессой спортсменка не станет.

— Выглядело это, будто она испугалась и закрылась ото всех.

— Судя по выступлениям Валиевой, у нее устойчивая психика. За все время, пока я за ней слежу, у нее не наблюдалось сильных срывов на соревнованиях. Если бы я была ее психологом, я бы тоже посоветовала ей не общаться с прессой, иначе ее бы задавили неудобными вопросами. Лучше избежать неприятных ситуаций.

— Вы сказали, что тренеры сейчас создали для нее комфортные условия. Это какие: высыпаться и хорошо есть?

— Дело не в режиме, а в эмоциональном состоянии. Важно, что она слышит, как с ней общаются внутри команды. Необходимо избегать лишних разговоров на травмирующую тему. Со стороны мне кажется, что тренерский штаб справляется. 

— Вы думаете Валиева минимизировала контакты с близкими, подругами?

— У всех спортсменов в этом плане все индивидуально. Одни предпочитают минимизировать контакты, за неделю до стартов предупреждают близких, что прекращают общение, не выходят в соцсети. Другие, наоборот, могут за полчаса до выступлений постить «сторис» в Инстаграм. Одним необходимо в разминочной зоне перед стартом болтать со всеми. А кто-то наденет наушники, забьется в угол, закроется и будет молчать.

— Сложно представить, как можно выйти после такой шумихи на лед и абстрагироваться от всего.

— Важен психологический настрой на старт. Этот навык тренируется месяцами, годами. У Валиевой большой опыт участия в международных соревнованиях.

Еще существует один момент. При правильном секундировании — когда тренер дает наставление перед последними минутами выхода на лед — важно подобрать правильные слова. Речь тренера может сильно повлиять на психологическое состояние спортсмена. Наставления могут сыграть не на руку спортсмену, если «накачать» человека слишком сильно. Примером такого перегиба может служить фраза типа: «Смотри, не обделайся там!»

Надо понимать, что наставник может спровоцировать у спортсмена торможение, как реакцию на сильный раздражитель. Этим грешат тренеры, склонные к слишком длинным и монотонным наставлениям, суть которых сложно уловить, особенно за считанные минуты до старта. Получается, что неграмотное секундирование может вызвать у спортсмена неблагоприятное предстартовое состояние: стартовую лихорадку или апатию. Не зря считается, что хороший тренер должен быть психологом, если не по образованию, то по интуиции.

— Что говорят тренеры перед стартом воспитанником?

— Тренеры понимают, какие наставления работали в прошлых ситуациях. Например, кто-то любит, чтобы тренер успокаивал, снижал градус ответственности, говорил, мол, делай все, как на тренировке. Это типичная фраза для многих наставников. Для некоторых спортсменов важно услышать что-то позитивное. Например: наслаждайся, получай удовольствие. Известно, что Ирина Винер-Усманова своих гимнасток подбадривает словами «играй, живи, будь в потоке, получай удовольствие» вместо «лови, крути, вытяни коленку». Есть спортсмены, которые хорошо реагируют на грубые, бодрящие, мотивирующие фразы, которые на грани. Но это непечатные выражения.  

— Есть общие рекомендации, которые могут дать психологи тренерам перед стартом их воспитанников?

— Во-первых, лучше всего запоминаются начало и конец сообщения. Нельзя прятать самую полезную информацию в середину наставления. В стрессовых ситуациях человек склонен реагировать на короткие фразы, сказанные простым, понятным языком в побудительном позитивном тоне. Во-вторых, нужно избегать в общении частички «не». Дело в том, что мозгу требуется больше времени для обработки и понимания предложения с отрицанием, чем с позитивным утверждением.

— В стрессовой ситуации человек способен воспринимать наставления?

— Повторюсь, Валиева не первый раз участвует в соревнованиях. У нее уже сформирован навык реакции. Понятно что ситуация усугубилась, стресс большой, но это не значит, что она заново родилась и растратила все свои навыки, в том числе психологические. Мне кажется, что с психологическим настроем у Валиевой точно нет проблем.

— Если фигуристка проиграет, для нее это станет трагедией всей жизни?

— Многое зависит от того, лишат ли ее медали. Ситуация с этим так до конца и не ясна. Но если медаль останется, прогноз будет более благоприятный.

Источник

Похожие записи