Соревнования Токийской олимпиады оказались под угрозой из-за устриц

Соревнования Токийской олимпиады оказались под угрозой из-за устриц

Любимые японцами моллюски едва не утопили оборудование гребной трассы

Проведение Олимпиады в Токио вновь оказалось под угрозой срыва. Но теперь виновником этого может стать не вездесущий коронавирус, а куда более заметные человеческому взгляду творения природы – морские устрицы. Случившееся как раз накануне открытия Олимпийских игр нашествие этих моллюсков на Токийский залив, где подготовлена трасса для байдарочников и каноистов, поставило под угрозу проведение соревнований по гребле.

Фото: en.wikipedia.org

На протяжении последних месяцев мы уже привыкли к перманентным высказываниями официальных и не очень официальных лиц на тему «Олимпийские соревнования могут быть отменены». Корень зла во всех этих случаях был один и тот же: эпидемия коронавируса, которая никак не желает сбавлять обороты.

Но японцы все-таки набрались мужества и заявили о проведении Олимпиады в своей столице, хотя и с применением ряда очень жестких антиковидных ограничений.

Однако сейчас, когда до открытия Игр остаются уже не считанные дни, а считанные часы, вдруг вновь зазвучала прежняя «песня» об олимпийском локдауне. Хотя и локальном: опасность быть отмененными нависла над соревнованиями по гребным видам спорта.  

Ковид здесь совершенно не причем. Побороться за самые престижные в спорте медали мастерам весла могут помешать живые существа, само название которых вызывает у многих из нас обильное слюновыделение – устрицы.

Парадокс?

Все дело в количестве этих аппетитных моллюсков. Сотни тысяч, миллионы обитающих в прибрежных морях Японии устриц магаки по какой-то причине обосновались именно в Токийском заливе и решили расположиться там на «привал». А наиболее удобным местом проживания устрицы посчитали конструкции, огораживающие от волн олимпийскую гребную трассу «Морской лес», — единственную во всей стране трассу для соревнований гребцов, соответствующую международным стандартам.

Специальные поплавки, тросы, защитные сети оказались в результате усеяны прилепившимися к ним двустворчатыми раковинами с хозяйками-устрицами внутри. Под тяжестью таких непрошенных гостей все это хозяйство общей протяженностью 5,6 километра начало тонуть, и в результате олимпийская гребная трасса фактически «растворилась» на просторах залива.

Обнаружив столь неожиданно свалившуюся на них напасть японцы спешно приступили к спасательным работам. Каждый элемент, каждую секцию размещенного в воде оборудования гребного канала пришлось очищать от налипших устриц вручную. Для этого часть поплавков и протянутых между ними ограждений вытащили на берег, а другую часть решили избавлять от «прилипал» прямо на месте при помощи водолазов.

Как сообщает ВВС, в общей сложности «чистильщики» сняли около 14 тонн устриц, «покусившихся» на исправное состояние олимпийской гребной трассы. Эти внеплановые работы уже обошлись организаторам Олимпиады в 1,28 миллиона долларов.

Удастся ли продержаться поплавкам в чистом виде несколько дней, которые остались до начала соревнований по гребле, или за это время их успеют атаковать новые полчища устриц? В последнем случае исправить ситуацию уже не удастся. Именно поэтому и появились предупреждения о возможной отмене соревнований по гребле из-за такого форс-мажора.

А нельзя ли как-нибудь «пугануть» этих токийских устриц, чтобы не мешали сохранять в надлежащих кондициях гребную трассу «Морской лес»?

На ум сразу приходят знакомые обывателю примеры из жизни, связанные с изгнанием из квартир тараканов, уничтожением в прудах личинок комаров…

Зоолог Михаил Фокин, к которому корреспондент «МК» обратился с просьбой оценить такое гипотетическое «ноу-хау», не стал скрывать негативного мнения на сей счет:

— Вообще-то вы не совсем по адресу обратились. Моллюсками занимаются профильные ученые-специалисты – малакологи. А я имею лишь общие представления по этой теме. Однако поясню свое отношение к данной ситуации. Наверняка существует «химия», способная отпугнуть и «обратить в бегство» устриц. Но применение подобных методов может спровоцировать и массовую гибель моллюсков. А это уже экологическое преступление, виновные в котором могут понести самое серьезное наказание. Кроме экологической этики в данном случае присутствуют еще и чисто экономические резоны. Ведь, насколько я знаю, упоминаемые в связи с событиями в Токийском заливе устрицы магаки – очень популярные в Японии съедобные моллюски. Добыча их – это целая отрасль тамошнего бизнеса. Неужели кто-то позволит ради обеспечения нескольких спокойных дней проведения соревнований Олимпиады по водным видам спорта угнетать и даже уничтожать живых существ, являющихся таким деликатесом?

…Вот по ходу нашего разговора нашел косвенное подтверждение своим словам. В одной из публикаций насчет «покушения» на олимпийскую гребную трассу в Токийском заливе написано, что выловленные при очистке поплавков и ограждений 14 тонн магаки организаторы данных работ не будут отправлять на продажу, поскольку это «может повлечь за собой проверки со стороны контролирующих органов».

Нынешний предолимпийский инцидент со «своевольными» устрицами заставил обратиться к хроникам прошлых лет и поискать там что-то похожее.

Оказалось, что японские моллюски отнюдь не одиноки в своем стремлении устроить людям «испытание на прочность» в отдельно взятой местности. Вот лишь несколько случаев.

В 2012 году небольшой город Калифорния, расположенный в американском штате Пенсильвания, подвергся массированной воздушной атаке: сюда ни с того, ни с сего слетелись тысячи ворон. Они кружили в небе, облепили деревья и провода. По словам жителей, крик, который издавало это скопище черных птиц, был невыносим. Пернатые знатно «отделали» крыши, мостовые, автомобили, под град птичьей «шрапнели» попадали и пешеходы, ходить без зонтика стало просто опасно. Но помимо чисто эстетических проблем возникла и угроза здоровью. Ведь вороны являются переносчиками различных болезней.

Для борьбы с таким нашествием местные власти, проконсультировавшись со специалистами, применили специальную дымзащиту – окуривали город дымом с виноградным экстрактом, который на ворон действует так же, как на собак перцовый спрей, но для людей, растений и других видов птиц безвреден. Метод оказался эффективным, вскоре воронья армия из городка отступила.

А в мае 2016-го город Батманс Бэй в австралийском штате Новый Южный Уэльс вызвал повышенное внимание летучих мышей. Как определили исследователи, более 100 тысяч этих рукокрылых, относящихся к виду седых летучих лисиц, обосновались на деревьях, на удобных элементах фасадов домов… А при любом удобном случае эти зверушки норовили залететь в квартиру. Поэтому местные жители оказались в настоящей осаде: невозможно было открыть окно или дверь.

Возникли споры, как противостоять «агрессорам». Некоторые специалисты предлагали использовать шумовые эффекты или выкуривать этих летающих лисиц дымом, однако активисты экологических движений выступили категорически против подобных насильственных действий. В итоге осада Батманс Бэя растянулась на несколько месяцев, пока летучие мыши не отправились отсюда покорять другие места.

И снова Соединенные Штаты. На сей раз – история почти 70-летней давности. Весной 1952 года в городок Оконто, находящийся в штате Висконсин, пожаловали многочисленные и не очень симпатичные гости — 175 миллионов (!) леопардовых лягушек. Земноводные буквально усеяли все вокруг. Невозможно было ни пройти по двору, ни проехать на машине по улице, чтобы не раздавить этих попрыгучих пришельцев. Многочисленность лягушачьей армии напугала даже собак.

В качестве причины такого нашествия специалисты высказали предположение о необычных погодных условиях. В этих краях тогда царила небывалая сырость, вокруг стояла вода, что и спровоцировало небывало расплодившихся «квакушек» к оккупации города. Когда с приходом лета окрестности подсохли, леопардовые лягушки отправились на поиски более комфортных для себя мест, и для жителей Оконто вновь наступили дни привычной жизни.

Источник

Похожие записи