После скандалов с Большуновым FIS предложила изменить для лыжников правила обгона

После скандалов с Большуновым FIS предложила изменить для лыжников правила обгона

Новое на финишной прямой

Скандалы прошлого сезона с участием Александра Большунова заставили комитет FIS по лыжным гонкам выдвинуть предложения по правилам обгона. Правда, звучат они странно и, по первым оценкам специалистов, только усугубляют ситуацию: открывается большой простор для предвзятых толкований. Но предложения должны быть одобрены еще и советом FIS.

Фото: AP

Популярности лыжным гонкам прошлый сезон явно прибавил: разговоры о том, как поссорились Александр Большунов и финн Йони Мяки на финише, а затем вновь Большунов и Йоханнес Клебо, будоражили. Обиженные стороны не признавали правоту оппонентов. Мнения специалистов жестко сталкивались в заочных схватках, страсти кипели.

Первый эпизод случился, когда на этапе Кубка мира в Лахти финн Йони Мяки заблокировал Александра Большунова. Судьи рассматривали тогда сразу три вопроса: поведение Большунова на дистанции, поведение финского лыжника Йони Мяки на дистанции и действия Большунова после финиша. Финн вышел на финишную прямую первым, заняв средний коридор. Александр устремился в правый. Но и Мяки вдруг тоже сместился вправо, перекрывая дорогу Большунову. Саша в ярости замахнулся на него палкой, попал – не попал, а после финиша еще и врезался в финна, который упал. (Первая команда России вместо третьего места была дисквалифицирована.) 

Дальше, как все помнят, какое-то время пришлось на мучительное ожидание: напишет ли финн заявление в полицию, будет ли уголовное дело, извинится ли Александр и дадут ли ему возможность выступать дальше… Выступать дали, Саша и Елена Вяльбе извинились, споры вокруг того, прав был Мяки или нет конкретно на дистанции, остались.

Второй эпизод – финиш марафона на чемпионате мира в Оберстдорфе. В последний подъем перед стадионом рвались трое: Саша Большунов, Йоханнес Клебо и Эмиль Иверсен. На финальном спуске Александр перед финишной прямой был первым.

Большунов шел по правой стороне, максимально приблизившись к ограждению. Клебо каким-то образом оказался еще правее. И, протискиваясь, локтем толкнул палку соперника, которую Саша сломал. Клебо первый, Иверсен второй, а Александр – только третий. Итог после разбирательств жюри: Иверсен – с золотом, Большунов с серебром, а Клебо – с дисквалификацией.

Мнение наших тренеров было единым: в этом коридоре не было места для двоих, то, что произошло – ошибка Клебо. Клебо не имел права вставать в этот коридор, Александр выехал первым, дисквалификация Йоханнеса – лишь толика справедливости, потому что медаль, которую Александр заслужил, он не получил.

Что говорили норвежцы: Йоханнес шел мимо, а Большунов намеренно закрыл коридор и загонял соперника внутрь, и в этот момент Йоханнес делал все возможное, чтобы не навредить Большунову. Финны, анализируя ситуацию, считали по-другому: из-за глупости Клебо Александр потерял золотую медаль. Но, если бы Клебо не остался на стороне Большунова, а ушел на другую, норвежец выиграл бы золото благодаря своей работе на финише. 

Эти сотрясавшие лыжный мир эпизоды – многослойные разборки с Мяки, слезы Александра Большунова, отзыв апелляции норвежцев по настоянию Клебо (хотя были и другие примеры столкновений спортсменов во время обгона), послужили причиной создания рабочей группы. Целью которой и стала разработка изменений в пункте лыжных правил об обгонах и создании помех. Помимо всего прочего, олимпийский сезон требует четкой трактовки всех запретов и разрешений. 

А правила обгонов и создания помех все трактовали по-своему и в первом, и во втором случае. Что предложил нынче комитет FIS? Новая версия такова: лыжник, находящийся на лидирующей позиции, имеет право выбирать траекторию движения, но при этом должен учитывать действия ближайших преследователей. А если спортсмены идут по лыжне параллельно, то при создании помех они должны нести одинаковую ответственность.

И эта новая версия пока, по крайней мере, без дополнительных пояснений, выглядит странно. Как например, лидер должен учитывать скорость и траекторию движения соперника? Размытая формулировка сразу породила лишь шутку про необходимое теперь лыжникам зеркало заднего вида (как у автомобилистов, которые обязаны при перестроении не создавать помехи участникам движения).

Да и вопрос справедливого судейства всегда остается актуален, когда нет четких критериев. Мол, если лидировал представитель сильной лыжной державы, значит, волен был выбирать траекторию, а если догонял, то существующий лидер должен был учитывать его скорость и траекторию… Впрочем, заранее считать, что жюри всегда будет разворачивать правила в пользу норвежцев, рано. Пока эти правила не узаконены. И все заинтересованные лица будут ждать от международной федерации дополнительных разъяснений, которые должны последовать после публикации проекта.

И пока видится только одно: правила, которые могут предотвратить спорные ситуации на лыжне, не появились. Скорее наоборот. А спорные случаи на Олимпийских играх – это страсти в тройном размере. Оно, конечно, внимания к лыжам – со стычками, рыданиями и бурей эмоций – будет еще больше, но спортсменов тоже хотелось бы поберечь.

Источник

Похожие записи