ПОСЛЕДНЕЕ
Конституционный суд повелел переписать Уголовный кодекс

Конституционный суд повелел переписать Уголовный кодекс

Речь идет о статье, наказывающей за домашнее насилие в том числе

Конституционный суд признал не соответствующей Конституции и потребовал переписать статью Уголовного кодекса о побоях, нанесенных лицом, ранее наказанным за то же самое в административном порядке. В нынешнем виде она ставит рецидивистов в привилегированное положение, решили судьи. Жертвам некачественного закона они предлагают требовать компенсаций.

В начале 16-страничного постановления напоминается, что в нашем уголовном праве есть несколько разных статей, что про побои. Статья 116.1 УК, которую оценивал КС, обещает до 40 тысяч рублей штрафа, обязательные или исправительные работы, а то и арест на срок до 3 месяцев за побои, нанесенные лицом, в течение года до того уже наказанным за нечто подобное в административном порядке. Статья небольшой тяжести, лишения свободы не предполагает вовсе. Чтобы попасть под неё, рукоприкладство должно быть причинившим боль, унизившим, но не приведшим к потере трудоспособности. В противном случае применяется уже другая статья УК, под номером 115 — про умышленное причинение легкого вреда здоровью. А если удары, пусть и не опасные для жизни и здоровья, наносились из хулиганских побуждений или по мотивам политической, идеологической, религиозной, социальной или какой иной вражды и ненависти — привлекут и осудят по статье 116 УК. Две последние статьи про побои более тяжкие, в арсенале наказаний есть колония.

Дело про статью 116.1, которое завершилось громким вердиктом КС, было рассмотрено без открытых слушаний и участия жалобщицы Людмилы Саковой. История этой женщины из Оренбургской области печальна, но не уникальна. Ей систематически наносил побои проживающий в том же доме брат Геннадий Саков. В марте 2018 года его оштрафовали на 5 тысяч рублей в административном порядке. А в мае 2019 года приговорили к 300 часам обязательных работ по той самой 116.1 УК — он снова распустил руки, а год с момента административного суда ещё не прошел. Кстати, этот красавец к тому моменту умудрился ещё и причинить легкий вред здоровью, то есть одновременно его судилии по статье 115 УК. 

Никакого эффекта приговор не возымел. Будучи судимым и не исполнив наказание, Саков продолжал сестру бить. И в феврале 2020 года мировой судья вновь признал его виновным в побоях, которые имели место осенью 2019 года — но наказал за них только в административном порядке, приговорив к 100 часам обязательных работ. Почему? Да потому что год с предыдушего административного наказания уже истек, а в статье 116.1 такие ситуации никак не оговорены.

Жалоба потерпевшей в райсуд ни к чему не привела. Тогда-то и появилось обращение в суд Конституционный. Статья 116.1 УК противоречит Конституции, так как она не позволяет наказать человека, который имеет неснятую и непогашенную судимость за побои, его злостные деяния в таком случае как бы обнуляются, говорится в иске Саковой.

Вообще-то принимать жалобы к рассмотрению КС может лишь после того, как истец использует все внутригосударственные средства судебной защиты, то есть пройдет все инстанции вплоть до Верховного суда. Но хотя в данном случае на руках были только решения судов первой и второй инстанции, судьи КС решили, что «ни по своему буквальному смыслу, ни по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой» статья 116.1 не допускает привлечения к уголовной ответственности того, кто совершил побои после истечения года погашения административной ответственности, даже если у виновного есть неснятая и непогашенная судимость по 116.1. По-другому трактовать эту статью нельзя, и другого решения ни мировой судья, ни районный принять не могли, поэтому КС этим делом занялся.

Более того — он согласился с истицей в том, что злосчастная статья 116.1 противоречит Конституции, потому что не обеспечивает «соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и на охрану достоинства личности от насилия». Если человек, будучи наказанным, снова и снова бьет — это говорит об устойчивом поведении, «склонности к разрешению конфликтов насильственным спосбом, неуважении к достоинству личности», говорится в постановлении КС. Административного наказания в таких ситуациях недостаточно, рецидивист должен наказываться строже, иное, на взгляд КС, выглядит странно.

Ответственность за качество текста статьи 116.1 лежит на государстве, то есть Госдуме, статью 116.1 в её нынешней редакции принявшую, Совете Федерации, её одобрившем, президенте, его подписавшем. Любая признанная неконституционной норма закона должна быть отменена или изменена. КС потребовал от «федерального законодателя» переписать 116.1 УК и предусмотреть более строгие наказания для тех, кто бьет, будучи осужденным за побои. Это означает, что теперь правительство в течение 6 месяцев, то есть не позднее октября, должно внести в Госдуму соответствующий законопроект, а парламент его принять. Депутаты Госдумы и сенаторы имеют, впрочем, право предложить свой вариант решения проблемы, согласовав его с правительством.

Обычно признанные неконституционными нормы объявляются не действующими с момента опубликования постановления КС. Но в этом случае вплоть до появления новой редакции статьи 116.1 любители разобраться с близкими и далекими при помощи кулаков, но бьющими не до такой степени сильно, чтобы отправить потерпевшего на больничный (синяк или ссадина основанием для выдачи листка временной нетрудоспособности не является) могли бы быть наказанными только в административном порядке. Потому пока, до принятия нового закона, статья 116.1 УК все же будет использоваться. А в ситуациях, аналогичных той, что у Людмилы Саковой с братом, когда добиться с её помошью в полной мере защиты своих прав невозможно, потерпевшие смогут требовать денежной компенсации, и суды обязаны будут их требования рассматривать и удовлетворять, говорится в постановлении КС. Сама Сакова тоже имеет право на компенсацию.

Новая редакция статьи 116.1 может появиться очень не скоро, даже если правительство всё вовремя в Госдуму внесет: дело в том, что сроки принятия закона во исполнение решения КС нигде не оговорены, и иногда на это уходят долгие годы…

История появления злополучной статьи 116.1 в Уголовном кодексе — наглядный пример того, как нельзя принимать законы, тем более такие, которые касаются судеб людей.

До лета 2016 года её в УК вообще не было. Там была лишь статья 116 («Побои»), которая одинаково наказывала за насильственные действия, причинившие физическую боль, но не вред здоровью, независимо от мотива и характера отношений между потерпевшим и преступников: ударил родного человека, соседа, прохожего — все равно, в худшем случае до 2 лет лишения свободы. Но летом 2016 года побои частично декриминализировали — вместе с множеством других статей УК. Перспектива сесть на срок до 2 лет осталась лишь у тех, кто ударил чужого из хулиганских или экстремистских побуждений или близкого человека, проживающего с виновным под одной крышей, их любых побуждений. Побои в отношении не близких лиц без причинения вреда здоровью стали на первый раз считать административным правонарушением, и лишь на второй — преступлением, и судить по той самой 116.1. Поправка, приравнивающая домашнее насилие без тяжелых последствий к экстремизму, неожиданно появилась в законе о декриминилизации в самый последний момент перед вторым чтением, и подробно и публично никак не обсуждалась. Депутаты тогда были поглощены подготовкой к парламентским выборам, в детали не вдавались, и ссылки на данные МВД о росте домашнего насилия для них оказалось достаточно. Закон был принят, одобрен Советом Фкдерации, подписан президентом, который тем самым с логикой парламента согласился, и вступил в силу.

Но не буди лихо, пока оно тихо, гласит народная мудрость. Сразу активизировались сторонники православных и не только патриархальных ценностей, категорические противники ювенальной юстиции и любого вмешательства государства в дела семьи. Они подписывали петиции и обращения, проводили пикеты. Громко шумели, в общем. А после думских выборов осенью 2016 года и фракция «ЕР», где было много голосовавших «за» предыдущую версию 116.1 и переизбравшихся, вдруг стала говорить про то, что надо «исправить допущенную ошибку». Вместе с группой сенаторов единороссы подписали законопроект, который предлагал поднявших руку на супругов, детей, родителей или братьев с сестрами на первый раз тоже наказывать в административном порядке, а на второй — по статье 116.1. Правительство, которое раньше выступало против этого, свое мнение тоже изменило и неожиданно стало «за». Про статистику МВД, на которую ссылались ранее, как бы забыли.

Такое случается, если политическое решение принято на самом высоком уровне, и всем другим этажам вертикали власти остается подчиняться, иногда переобуваясь на ходу.

Профильный Комитет по законодательству законопроект поддержал без единого замечания опросным путем, то есть без физического присутствия депутатов. Никакой статистики, свидетельствующей о перекосах в применении предыдущего варианта статьи 116.1, что приняли в 2016 году, не приводилось — да её еще и не было, ведь прошло только полгода. Обещание непременно провести «круглый стол» или нечто подобное, где можно будет публично обсудить все нюансы, выслушать позиции сторон, осталось пустым обещанием: какой «круглый стол», если на внесение поправок ко второму чтению дали только три дня?

Ни о каком вдумчивом обсуждении и просчитывании возможных последствий принимаемых решений и возможных ситуаций вроде той, в которой оказалась гражданка Сакова, при таком подходе говорить не приходилось. Ни летом 2016 года, ни в начале 2017 года, когда статья 116.1 стала такой, какой является сейчас: неконституционной.

Источник

Похожие записи