Эксперты оценили ответные меры России по поводу продолжения блокады Калининграда

Эксперты оценили ответные меры России по поводу продолжения блокады Калининграда

Власти рассматривают жесткие и мягкие варианты ответа Литве

10 июля ожидается принятие седьмого пакета антироссийских санкций Евросоюза, который также должен ознаменовать дальнейшее развитие ситуации с запретом транзита в Калининград. Если Брюссель юридически не оформит исключения на поставку подстанционных товаров для российского эксклава, то, по словам губернатора региона Антона Алиханова, Москва выступит с ответными мерами. В качестве вариантов предлагается как строительство новых транзитных путей через Литву, так и полный запрет на ввоз и вывоз товаров в страну через Россию.

Фото: GVZ 42Unsplash.

Если ЕС сделает официальное исключение о разрешении транзита товаров в Калининград, то у Литвы не останется никакого права блокировать регион. В то же время юридические тонкости и бюрократическая волокита даже при благоприятном для России решении может затянуть полноценное снабжение Калининграда на неопределенные сроки.

Нельзя исключать и плохих новостей из Брюсселя. На этот случай Алиханов предложил как крайнюю меру экономического ответа на продолжение блокады запрет на перемещение любых грузов в сторону Прибалтики и из нее. Таким образом Литва может сама оказаться в ситуации блокады, если Россия и Белоруссия совместно закроют свои границы для Вильнюса.

Более мягкий вариант, также озвученный главой Калининградской области, предусматривает строительство специальной выделенной железной или автомобильной дороги на базе Сувалкского коридора или параллельно ему. Такой проект может быть реализован только при согласии Литвы и предусматривает некий компромисс между сторонами.

В разговоре с «МК» шеф-редактор «Sputnik Литва» Марат Касем предположил, что если дорога будет представлять собой закрытый коридор, за пределы которого нельзя выходить, то это могло бы успокоить Литву. «В таком случае, — сказал Касем, — официально через ее территорию уже не пойдут санкционные товары и это был бы уже действительно транзит».

Всё же эксперт выразил сомнение, что Литва согласится на такой вариант. «Вряд ли Литва разрешит «третьей стране», так они называют страну не из Евросоюза или НАТО, строить автомобильную или железную дорогу. Самой Литве осилить строительство финансов не хватит. Литовский бюджет небольшой и дефицитный. В этом году им на свои нужды не хватит. Можно вспомнить проект скоростной железной дороги от Таллина до Варшавы Rail Baltica, который они сейчас реализуют и который они постоянно откладывают.

Единственный вариант возможен, если будут участвовать европейские фонды. Если они будут это оплачивать под видом обеспечения спокойствия в регионе, снижения рисков и угрозы со стороны России, чего они больше всего боятся. Реализовать эту идею возможно только, если Россия договорится напрямую с Евросоюзом, тогда Литва ничего уже не будет решать. Брюссель сможет надавить на Литву, ведь сама Литва не имеет ни только политической, ни экономической субъектности», — подчеркнул шеф-редактор «Sputnik Литва».

Пока что слова калининградского губернатора о блокаде Балтии звучат как предупреждение и попытка достучаться до остатков здравомыслия у руководителей Литвы и руководства ЕС.

Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев считает, что это предложение Алиханова — вопрос не экономического, а политического характера и при этом оно вряд ли будет реализовано. «Это хорошо, что молодой губернатор, чувствуя свою ответственность перед страной, заботится о регионе и занимает активную позицию, но, если вспомнить, ранее делались разные предложения, которые так и не реализовались. Например, предлагали отключить Литву от электроэнергии, а потом, как  выяснилось, Литва практически не покупает российскую электроэнергию. Затем Алиханов предлагал блокировать Клайпеду, но это могло привести к блокаде со стороны НАТО калининградского порта, что стало бы причиной столкновения России с Альянсом», — обратил внимание политолог.

По словам Суздальцева, нужно прорабатывать предложение губернатора — прекратить транзит товаров в страны Прибалтики через Россию и Беларусь, хотя в тоже время транзита товаров из этих стран как такового нет.

«Ситуация сейчас напряжена, потому что надежды России и губернатора Калининградской области, что 10 июля, когда будет приниматься седьмой пакет санкций, все вопросы, связанные с транзитом из России в Россию, будут урегулированы, вряд ли оправдаются. Здесь я не большой оптимист. Ничего доброго Евросоюз нам никогда не делал и не сделает, а позиция Литвы стала канонической и тиражируется. Литва уже тиражировала эту ситуацию на кризис России с Японией по поводу Южных Курил и ситуацию с рыболовством там. Потом это тиражировалось на ситуацию вокруг Шпицбергена, и у нас сейчас напряжена обстановка с Норвегией, которая фактически вышла из договора о Шпицбергене. Таким образом, мы получаем целый вал проблем по нашим границам, что является естественным продолжением глобального конфликта между Россией и Западом», — заключил эксперт.

Источник

Похожие записи