ПОСЛЕДНЕЕ
Зачем ведьмам шашлыки

Зачем ведьмам шашлыки

Зачем ведьмам шашлыки

Фото: AP/TASS

После двух лет пандемийных запретов Первомай в России снова отмечается как положено: демонстрациями и массовыми шествиями (там, где позволяет эпидемиологическая обстановка) и пикниками с шашлыками — повсеместно.

В далёком Южно-Сахалинске, например, тысячи людей прошли по центральным улицам с флагами, плакатами и воздушными шарами. В Хабаровске праздничная колонна двинулась под бодрую музыку: впереди маршировал военный оркестр. Участвовали студенты, представители трудовых коллективов, общественные деятели. Во Владивостоке шествие растянулось на несколько километров. И — под барабанную дробь, потому как возглавили его барабанщицы.

В Краснодаре праздничное шествие не состоялось: городские власти решили не тратить бюджетные деньги, хотя расходы на торжественные мероприятия были заложены, и даже договора с подрядчиками заключили. На полмиллиона рублей. Пришлось расторгнуть.

Зато с 1 мая в Краснодарском крае открыли курортный сезон и отменили антиковидные ограничения. Такой вот своеобразный первомайский подарок.

А вот Москве в этом году опять не повезло. Эпидобстановка не позволила провести традиционную демонстрацию. Зато состоялся Всероссийский профсоюзный автопробег под лозунгами «За мир, труд, май» и «За мир без нацизма». Проехавшись по столичным улицам участники автопробега двинулись в города-герои Волгоград и Севастополь. А многие москвичи потянулись на дачи: 30 апреля целый день на выездах из столицы были плотные пробки.

В общем, традиция отмечать Первомай энергично и весело, которой на самом деле уже много-много веков, в этом году была поддержана. Ведь с этой датой связаны праздники, куда более древние, чем День весны и труда и даже Международный день борьбы трудящихся за свои права.

Славянские и западноевропейские Живин день, Белтайн и Вальпургиева ночь — это всё тоже про него. Так что торжественные шествия с флагами и цветами, концертные программы и даже пикники на природе — всего лишь отголоски стародавних обычаев.

Некоторые, кстати, соблюдают их буквально: после наступления темноты разжигают костры, танцуют вокруг них, повязывают на деревья разноцветные ленточки, символизирующие пожелания.

Примерно так веселились в ночь с 30 апреля на 1 мая участницы эзотерического объединения. Местом необычного празднества стал жилой комплекс в ближнем Подмосковье. Не Лысая гора, конечно, но зато удобно добираться. Собрались еще засветло, на собственных машинах или такси. Никаких мётел или ступ, всё чинно-благородно. На непосвящённый взгляд — обычный «девичник».

Собрались дамы, приятные во всех отношениях, развели два небольших костерка в специальных костровых чашах и начали отмечать. Что именно? Об этом рассказала таролог Лариса Куролесова.

«На Руси 1 мая праздновали Живин день. Это праздник в честь богини Живы, символизирующей рождение, плодородие и весну. Ещё она считалась богиней лета. Всю ночь с 30 апреля на 1 мая наши предки веселились у костров, прыгали через них, чтобы очиститься от всего, что накопилось за долгую зиму, а днём пировали и отдыхали. При этом они всячески старались ублажить своих богов, чтобы те обеспечили им обильный урожай и даровали здоровье и плодовитость. Так что Живин день с полным основанием можно считать традиционным народным праздником, в видоизменённой форме дошедшим до наших дней. А накануне, 30 апреля, праздновали Родоницу, день почитания Рода — бога семьи и создателя Вселенной. Но Родоницу ходили на могилы предков, приносили поминальные дары, приглашали их посетить землю.

Но мы этот день, вернее, ночь, отмечаем в кельтской традиции. Для нас это — Белтайн, «время большого солнца». Кельты верили, что в этот день открываются врата в страну эльфов, гномов и прочих волшебных существ. А еще с этого дня начинался выпас скота", — говорит Куролесова.

На Белтайн традиционно разводили не один костёр, а два, между ними прогоняли скот, чтобы уберечь его от хворей, люди тоже проходили, прося высшие силы даровать им защиту и обеспечить обильный урожай.

Раньше от ритуальных костров зажигали факелы и разносили огонь по домам как знак почитания сил природы, в частности, бога солнца, и как средство очищения от всего темного и отжившего. Но в условиях, когда костры разводятся не на самом высоком холме, а на участке возле дома, достаточно обычной свечи.

Что еще можно сделать на Белтайн? Повязать на здоровое дерево цветную ленточку с каким-нибудь пожеланием. Можно растопить воск и скатать свечи, которые во дни сомнений и тягостных раздумий напомнят о ярких согревающих кострах праздника и прогонят неприятные мысли.

Ночь с 30 апреля на 1 мая связана и с ещё одним праздником. очень неоднознозначным и вызывающим массу кривотолков. Это — Вальпургиева ночь. В литературе и кино этот праздник связывается с легендой, согласно которой ведьмы с разной нечистью устраивали один из своих главных шабашей. При этом вели себя разгульно и во всю злобствовали.

«Истории о гулянках злых сил в Вальпургиеву ночь сложились в конце VIII века, — продолжает Лариса Куролесова. — Тогда было еще много последователей языческих традиций. Они тайно собирались вдали от чужих глаз и отмечали праздники, связанные с природным циклом. И на празднование Белтайна наложилась легенда о реальном персонаже — Вальпургии, уимбурнской монахини. Она основала монастырь в немецком местечке Хайденхайм. Спустя 100 лет после ее смерти, во время ремонтных работ, рабочие потревожили её могилу. И разгневанная тень монахини явилась местному епископу. Аккурат 1 мая её останки перевезли в Айштадт и упокоили в одной из скал. Через некоторое время мощи замироточили, покойницу канонизировали, а день переноса мощей в Германии стал считаться днем Св. Вальпургии».

Вот только явление её тени епископу стало поводом для пересудов, и со временем имя святой переплелось с представлениями о празднике нечисти.

«Но какой бы из праздников вы бы не решили отметить, даже если для вас это лишь Длинные выходные — поездка на природу, веселье, общение с родными и друзьями и вкусная еда пойдут на пользу и помогут встряхнуться после зимы, которая в этом году выдалась затяжной и холодной», — советует Лариса Куролесова.

Источник

Похожие записи