Вагончик тронется, мужик останется…

Вагончик тронется, мужик останется…

Вагончик тронется, мужик останется…

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Июль в этом году выдался беспокойным. Недели не проходит без инициатив, над которыми не знаешь, плакать или смеяться. Жара, что ли, повлияла? То из паспортов штампы о браке и детях убирают, то предлагают вернуть в этот основной документ графу «национальность». Теперь вот новое революционное предложение: ввести на городском транспорте отдельные вагоны для женщин.

Такую идею выдвинул первый заместитель председателя общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров, потому что, по его словам, многие женщины опасаются «неподобающего» поведения мужчин в общественном транспорте.

Возможно, Ленобласть — естественный ареал обитания хамов, хулиганов и извращенцев, не дающих проходу женщинам? Нет, зампред уточнил, что это проблема — не только общероссийская, но и, не побоимся громких слов, общемировая. Петров ссылается на мировой опыт и призывает последовать примеру стран, практикующих сегрегацию граждан по половому признаку.

— Инициатива интересная, но спорная. Есть несколько аспектов, с которых, на мой взгляд, ее стоит рассмотреть, — считает социолог Мария Домарёва. — Возьмем психологический аспект. Действительно, пока мир лишь движется к снижению насилия, приходит осмысление, что женщины — наименее защищенная группа в стране. С этой позиции, факт появления «женского вагона» — хорошая новость. Общественный транспорт был и остается основным местом, где можно не только прикоснуться, украсть, грубо вести себя, но и, например, затеять нешуточную «мужскую» драку. Идея отдельного вагона для женщин как зоны комфорта удачна, поскольку дает защищенность от подобных эксцессов.

А вот культурный аспект несколько диссонирует с идеей «женского вагона», поскольку в стране уже сложилась практика проезда в компании — с мужем, взрослым сыном, другом, коллегами. А кто, обращаясь к своим студенческим годам, не вспомнит эпизоды, когда «от Сокольников до Парка» в компании сокурсников успевали подготовиться к очередному семинару?

Другой вопрос, что с ростом городов и увеличением пассажиропотока, таких уютных мест в вагоне метро практически не остается. А в час пик порой приходится пропустить несколько составов, чтобы хотя бы зайти в вагон.

Этический аспект скорее говорит: женским вагонам — быть! Бешеный ритм городов-миллионников, усталость, безусловно, находят понимание у граждан. Потому бывает, что уткнувшиеся в свои гаджеты, мужчины не замечают беременных женщин или женщин с грудными детьми. А даже заметив, не спешат уступить свое место. Что ж, понять мужчин можно. Поэтому разгруженный женский вагон будет очень кстати.

Социальный аспект раскрывает, что кроме женщин, есть группа, которой также необходим комфорт. Это граждане с ограниченными способностями и пожилые люди, которые, безусловно, имеют полное право желать собственный вагон, гарантирующий удобство проезда. Думаю, решая проблему этой группы, начать стоит с переходов и входов в метро: многие станции, особенно глубокие, не оборудованы специальными лифтами и пандусами для инвалидных колясок. И сложность реконструкции таких станций как исторических памятников с учетом глубины залегания понятна.

Стремление социолога рассмотреть проблему в общетеоретическом ключе понятно. Но вернемся с научных высот в реальный мир. Петербурженки, к которым в соцсетях обратился зампред общественной палаты Ленобласти, его заботу не оценили и даже посоветовали озадачиться проблемой установки кондиционеров в общественном транспорте и графиком его работы. Мы же решили узнать мнение жительниц разных уголков России.

Карина — москвичка, домохозяйка, часто бывает в ОАЭ, где как раз предусмотрен раздельный проезд мужчин и женщин в общественном транспорте:

— А при чем тут забота о женщинах? Там религия предписывает, чтоб посторонние женщины и мужчины были как можно дальше друг от друга. При этом в час пик люди не разбираются, где какой вагон, главное, главное, войти и поехать. И я ни разу не видела, чтобы мужчину, севшего в вагон для женщин, оштрафовали или высадили. И не слышала о подобных случаях. Вот за проезд в вагонах повышенной комфортности, где плата за проезд вдвое дороже — штрафанут только так.

Кстати, в некоторых городах Индии женщины активно требуют, чтобы власти выделяли для них отдельный транспорт. Потому что опасаются за свою жизнь в самом прямом смысле. Да, в мире, к сожалению, много мест, где женщина, появившаяся на улице без сопровождения, даже в людном месте, даже средь бела дня, даже замотанная с головы до ног, — все равно воспринимается местными мужчинами как искательница приключений. А уж если она — студентка или работает в офисе — так проститутка, сто пудов, и к ней обязательно нужно пристать и осыпать оскорблениями. Или избить. Но, по счастью, Россия к этим местам не относится.

Сурия, жительница Астрахани, считает, что идея отдельных вагонов для женщин — нежизнеспособна:

— Женщин у нас больше чем мужчин. Тогда уж нужно хотя бы половину вагонов делать женскими. Шутка. Лучше уж мальчиков воспитывать так, чтоб вырастая, они вели себя прилично в общественных местах и уступали места тем, кто в этом нуждается. Возможно, спецвагоны или выделенные места облегчили бы жизнь тем, кто страдает фобиями, например, боится замкнутого пространства или толпы, или микробов — это бы действительно была забота о людях, но это уже совсем другая история.

— Вот, честно, я пока не сталкивалась с «неподобающим поведением» мужчин в транспорте, — делится Маша, студентка из Тулы. —  Мне кажется, что «женские» вагоны, это прихоть, а не необходимость. У нас все-таки не Япония, вот там, действительно, мужчины часто домогаются женщин в транспорте, особенно, когда народ битком. Но этому ведь есть свои причины, специфические, а у нас ведь совсем другие условия жизни. Вот прямо представляю, как в час пик людей пытаются расфасовать по соответствующим вагонам, чтоб чего не вышло.

И вообще в метро есть волшебная кнопка. «Связь с машинистом» называется. Если в вагоне происходит что-то, оскорбляющее общественную нравственность, достаточно ее нажать и сообщить об инциденте. На ближайшей станции в вагон войдут добры (или недобры, это уж по настроению) молодцы в полицейской форме и выведут (при необходимости — вынесут) дебошира. Нажать вовремя на кнопку много проще, чем реализовать идею с отдельными вагонами, не так ли?

Источник

Похожие записи