ПОСЛЕДНЕЕ
Религию капитализма внедрят в школы

Религию капитализма внедрят в школы

Религию капитализма внедрят в школы

Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Российские школьники с 2022 года будут изучать основы финансовой грамотности. Обучать детей на «ротшильдов» и «грефов» будут с 1 по 9 класс.

Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования, разработанных при участии Банка России, говорится на сайте регулятора.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы, — пояснил новшество первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. — Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы».

Детей научат составлять личный финансовый план, заполнять простые формы и документы, анализировать семейные доходы и расходы, противодействовать финансовым мошенникам, рассчитывать стоимость покупок и услуг, налогов, определять качество жизни человека.

Отдельного предмета «финансовая грамотность» не будет. Вместо этого материал распределят между математикой, «Окружающим миром», обществоведением и географией. В настоящее время в каждой пятой школе уже есть обязательные уроки финансовой грамотности.

Начиная с 2018 года, при участии Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина РФ разработано семь программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в школах. Кстати, именно эта структура разрабатывала пенсионную реформу.

По словам замминистра финансов Михаила Котюкова, перед ведомством стоит задача интегрировать элементы финансовой грамотности не только в школьную программу, а также средние специальные образовательные организации и вузы, но и в детские сады.

По данным НАФИ, 75% подростков хотят повысить финансовую грамотность. При этом почти половина (42%) считают, что уже умеют распоряжаться деньгами. Деньги в личном распоряжении имеют 82% подростков. В основном от семьи, но 33% имеют подработку.

Перед началом разработки программ повышения квалификации учителей — в 2017 году, Россия среди стран G20 по уровню финансовой грамотности занимала девятое место — была между Турцией и Бразилией, набрав 12,2 балла из 21-го возможного при среднем показателе в 12,7 балла.

Исполнительный директор Национального родительского комитета Юлия Матюнина отмечает, что очень важно качество преподавания:

— Обращаю внимание, насколько у нас востребованы консультанты, которые учат уже взрослых и состоявшихся людей планировать свои финансы: грамотно распределять бюджет, делать покупки, экономить, проводить выгодные сделки, планировать инвестиции. Если адекватный уровень таких знаний дети получат еще в школе, то новое поколение сможет более грамотно обращаться со своими финансами, что не может не сказаться на экономическом состоянии страны в целом.

Другой вопрос, кто и как это будет преподавать. Одно дело, если это будут грамотные специалисты, которые смогут хорошо, даже на уровне школы, объяснить (старшеклассники сейчас — это уже состоявшиеся личности, которые в наших реалиях порой сами зарабатывают деньги), а другое, если это будет учитель, который и сам не очень понимает важность такого планирования. Многое зависит от того, насколько курс будет проработан методологически.

«СП»: — Обучение предполагается с 1 по 9 класс. Как вам эта возрастная «вилка»?

— Нередко в семьях детей уже с малого возраста начинают обеспечивать карманными деньгами и учить планированию, чтобы дети понимали ценность денег. В принципе, в форме игры это вполне допустимо. Первый класс — это не рано, девятый класс — не поздно. Просто эволюция этой программы должна соответствовать потребностям возраста. Я бы даже расширила эту программу и на 10−11 классы, усовершенствовав ее для более взрослых и состоявшихся детей.

Генеральный директор компании «Организация личных финансов» Алена Никитина однозначно приветствует инициативу:

— Если ребенок делает финансовый план, ставит четкие цели, то скорее всего он этих целей добьется. Даже если это не приближено к реальности, они хотя бы начнут двигаться в этом направлении. Пусть это будет маленький шажочек… У меня были клиенты, которые начинали строить финансовый план в 45 лет. Им, конечно, было тяжелее. А в раннем возрасте познавать проще.

Можно провести аналогию с фитнесом или пищевыми привычками. Если с самого раннего возраста они заложены, то и в 30 лет их выдерживать легко — это часть себя. Так и с финансами. Правильное понимание укореняется и со временем уже почти невозможно сделать ошибку, потому что уже знаешь, что это ошибка. Это становится нормой жизни.

Похоже, мы идем сейчас по западному пути. Там детей с самого раннего возраста приучают к кредитным картам. Для них жить в кредит — это норма. Скорее всего, и у нас это будет. Будут формировать кредитную историю с раннего возраста. Для того, чтобы получить ипотеку в 25−30 лет, надо, чтобы к этому моменту была хорошая кредитная история и обороты по счетам.

«СП»: — Некоторые называют это «кредитным рабством»…

— Даже если будут знакомить только с общими терминами, добиваться понимания того, что такое кредит, депозит, — это уже здорово. В этом нет и не может быть ничего плохого. Не будут же учителя говорить детям: тратьте больше, чем зарабатываете. Это абсурд. Когда ребенок вырастет, будет брать ипотеку или инвестировать, он будет более адекватно воспринимать объяснения финансовых консультантов. Речь идет о воспитании ответственности. Это нужно.

По мнению детского и подросткового психолога Елены Лосевой, азам финансовой грамотности можно учить с детства:

— Школьные программы у нас составляются с опорой на возраст, психологические особенности ребенка и уровень его знаний. Поэтому возрасту она будет соответствовать. Знакомить ребенка с деньгами рекомендуется с пяти лет, когда уже можно начинать беседы о том, откуда берутся деньги, как они достаются, как распределяются, как тратятся. Требовать от первоклассника рассчитывать налоговую ставку под ипотеку вряд ли кто-то будет, но первичные рыночные законы, информацию о том, что деньги не берутся из ниоткуда, давать можно. Например, ребенок должен понимать, что его разбитый телефон (для него всего лишь кусок пластика и стекла) — это целая неделя труда для родителей.

«СП»: — Не лучше ли оставить передачу финансовых знаний семье, где они привязаны к конкретной материальной реальности? Планировать инвестиции, когда в семье нет денег на еду, странно…

— Согласно образовательному стандарту, все задания подаются через призму личного опыта учащегося. Того, что совсем оторвано от реальности, в программе не будет. Оставлять это родителям сложно, потому что их нельзя ни к чему обязать и проконтролировать результаты. А школа подконтрольна. К тому же не всегда стоит задача получить конкретный результат. Порой достаточно заставить ребенка думать в определенном направлению. Чтобы в случае возникновения жизненных вопросов он знал, где искать ответы.

В свою очередь директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер обращает внимание на идеологический аспект новации:

— В наше время человеку необходимо разбираться в банковской системе, потому что как только он пересекает порог любой кредитной организации, его могут рассматривать как потенциальную жертву — чтобы он взял кредит. И на этой спекуляции живет вся банковская система не только России, но и мира. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли школьные уроки финансовой грамотности будут обучать подрастающее поколение умению отделить зерна от плевел: реально выгодное для человека, его жизни, быта предложение от финансовой спекуляции?

«СП»: — Есть сомнения?

— Любая инициатива появляется неспроста. Например, сейчас в школах есть довольно странный для светского государства предмет — «Основы религиоведения». Складывается впечатление, что позиция светскости там подменяется идеологией действующего государства. То же самое с финансовой грамотностью. Неизвестно, что можно ожидать от людей, которые занимаются тем, что называется спекуляцией. Будет ли это по-настоящему хорошо или на выходе мы получим послушную армию, верящую, что успехом жизни может быть карьерный рост?

По сути идет программирование. То, что должно помогать человеку в его повседневной деятельности — финансовые инструменты, становится самоцелью. Может статься, что финансовая грамотность в школах нужна для того, чтобы человек с детства приучался не столько зарабатывать, сколько уметь правильно вложить средства, успешно проспекулировать и получить свою прибыль. Своеобразная новая религия капитализма, которая накладывается на прививаемые у нас традиционные ценности. Неизвестно, насколько это полезно для наших будущих граждан.

Источник

Похожие записи