ПОСЛЕДНЕЕ
Пересильд vs Круз: Космический «Вызов» России не по ранжиру

Пересильд vs Круз: Космический «Вызов» России не по ранжиру

Пересильд vs Круз: Космический «Вызов» России не по ранжиру

На фото: член основного экипажа актриса Юлия Пересильд в монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур перед запуском ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым космическим кораблем «Союз МС-19» (Фото:
Сергей Савостьянов/ТАСС)

Утром 5 октября с.г. с космодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с космическим кораблем «Союз МС-19» под управлением космонавта «Роскосмоса» Антона Шкаплерова, на борту которого находились актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Прямую трансляцию этого события осуществляли не только «Роскосмос» и «первый канал», но даже и NASA. В 15−22 мск полет благополучно завершился пристыковкой (которая по техническим причинам прошла с десятиминутным опозданием не в автоматическом, а в ручном режиме) к Международной космической станции (МКС).

После этого «первый в истории отечественной космонавтики киноэкипаж», как его уже успели окрестить многие российские информагентства, перешел на борт МКС, чтобы ориентировочно в течение 12 суток снимать в условиях невесомости художественный фильм под рабочим названием «Вызов». Предполагается, что героями этой картины также станут уже находящиеся на борту МКС космонавты Олег Новицкий и Пётр Дубов.

«После фильма „Лёд“ дети записывались в кружки фигурного катания, после „Движения вверх“ бежали играть в баскетбол, после „Вызова“, я очень надеюсь, они пойдут в космическую отрасль», — написал накануне в telegram-канале руководитель пресс-службы госкорпорации «Роскосмос» Владимир Устименко, добавив при этом, что космонавтике нужно нечто большее, чем очередной ролик, чтобы люди не только снова начали говорить о ней в школах или за чашкой кофе, но и стремились трудиться в этой отрасли.

Точный объем и источники финансирования этого проекта, как и сюжет, широкой публике не раскрываются. Есть лишь некоторые предположения, что он «тянет» как минимум на 2 млрд рублей. Однако следует отметить, что, помимо обещанной советником президента по культуре Владимиром Толстым финансовой поддержки, государству пришлось очень серьезно вложиться в «Вызов» с самого начала.

«Вместо того чтобы найти деньги, сделать дополнительный корабль, взяли корабль по Федеральной космической программе, оплаченной правительством, на котором должны были лететь профессиональные космонавты. Был план полётов, и весь этот план был перекроен», — отмечал, в частности, инженер-конструктор космического приборостроения Александр Хохлов.

Кроме того, поскольку транспорт до МКС — удовольствие дорогое, из-за возврата Пересильд и Шипенко обратно на Землю отечественные и американские астронавты проведут на орбите лишние полгода, хотя по первоначальному графику полётов они должны были вернуться домой осенью.

А ради чего все это?

Ради того, чтобы, как завил в свое время продюсер «Вызова», генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, подтвердить мировое лидерство России в космической сфере?

Ради того, чтобы, как отмечали сами члены творческой группы, снять в условиях невесомости то, что невозможно снять на Земле и таким образом создать уникальное для всего мира кино?

Ради мощного, по словам самого главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, пропагандистского эффекта?

Или же все-таки ради банального пиара, чтобы если не в экономике и высоких технологиях, то хотя бы в кино со спецэффектами «перегнать Америку», которая, как известно, год назад анонсировала аналогичный проект с участием звезды Голливуда Тома Круза?

— На мой взгляд, коммерчески успешным или прорывным проектом в космической отрасли можно называть тот, который принесет прибыль тем, кто его организовал, — поделился своим мнением с «СП» научный сотрудник НИИЯФ МГУ, замглавного конструктора комплекса научной аппаратуры Василий Петров. — Насколько окажется прибыльной съемка данного фильма непосредственно в космосе, сказать трудно, поскольку наш и американский подход к этому различен.

В США, насколько я понимаю, это прежде всего пиар конкретно корабля SpaceX на такие же конкретные частные инвестиции. В России же, честно сказать, я ни разу не слышал, на чьи деньги будет сниматься этот фильм. Если это, как не слишком внятно звучало ранее, частные инвестиции, я это только приветствую как привлечение в отрасль дополнительных средств. Если же это будут, как обычно, госсубсидии, то имеющийся опыт нам говорит — коммерчески успешных фильмов в России практически нет. И надежды на то, что этот проект будет отличаться от предыдущих творений наших режиссеров, сами понимаете, невелики.

Посмотрим, что получится, ведь затраты были очень приличными. Трудно сказать, в какую конкретно сумму это вылилось, но отмечу, что в организации подобных мероприятий участвуют тысячи высокооплачиваемых специалистов, при этом применяется дорогостоящая и требующая обслуживания инфраструктура.

Кроме того, к запуску на этот раз готовились не профессиональные космонавты, знающие, на что они идут, и прошедшие предварительный строгий отбор, а люди, к космосу никакого отношения не имеющие. В таком разрезе этот проект может представлять определенный интерес прежде всего для Института медико-биологических проблем Академии наук и других организаций, непосредственно связанных с подготовкой космических полетов, в плане оценки физиологических и психологических реакций организма на стрессовую ситуацию. Но тут, опять же, пока совершенно непонятно, будет ли в конечном итоге стоить такой эксперимент потраченных средств.

«СП»: — Но, может быть, нам, пусть и ценой громадных затрат, наконец-то удастся создать гениальный киношедевр, как говорится, на все времена, который и в техническом, и в художественном плане просто-напросто «уделает» Голливуд в пух и прах?

— Учитывая, что в данном случае будут осуществляться натурные, так сказать, съемки, думаю, в вопросе общих планов сложностей не возникнет, в конце концов, что-то всегда можно дорисовать, в постпродакшене наши фильмы на космическую тематику в визуальном плане были очень хороши, — оценил такую вероятность известный российский кинокритик и блогер Евгений BadComedian Баженов. — К тому же Клим Шипенко известен как один из самых удачливых и успешных наших режиссеров, так что сразу-то «хоронить» этот проект, думаю, смысла нет.

«СП»: — То есть теоретически все может получиться шикарно, и гигантские затраты окупятся с лихвой?

— Давайте начнем с того, что наши современные кинокартины вообще очень редко окупаются в прокате, а продолжающийся коронавирус отнюдь не прибавляет в этом вопросе перспектив. Так что в принципе, как мне кажется, в первую очередь стоит говорить больше о работе на укрепление имиджа России, впервые снявшей кино в настоящем космосе, в глазах Запада. Полагаю, перед запуском об этом все-таки подумали.

Но тут есть два интересных момента.

Во-первых, очень многое тут будет зависеть от качества работы сценаристов, от сюжетной интриги. Допускаю, что зрителям будут безусловно интересны те минуты, в рамках которых будут демонстрироваться реальные космические виды. Но если сценаристы, так сказать, не вытянут, то интерес к этому фильму быстро спадет. Ведь интриговать надо не только концепцией «смотрите-ка, у нас тут настоящий космос», но и еще чем-то.

Во-вторых, не стоит забывать, что Том Круз — это все-таки франшиза, широко известная везде и всем. И если Голливуд все-таки реализует свой аналогичный проект, новость о котором в свое время действительно «взорвала» весь мир, то я допускаю, что наш фильм будет пользоваться какой-то популярностью (в том числе за счет надписей на постерах в духе «первое кино, снятое в космосе») ровно до того момента, как в прокат выйдет американская картина.

— Переплюнуть Голливуд, который очень давно уже работает по космической тематике, по части зрелищности и спецэффектов практически невозможно, — убежден политик, общественный деятель, член КПРФ Вячеслав Тетёкин. — Если уж снимать кино, то лучше сосредотачиваться на глубоких драматический произведениях о тех, кто стоял у истоков отечественной космонавтики, создавая технику, благодаря которой мы до сих пор держимся еще на плаву. Надо раскрывать личности, потому что космос раскрывают не машины, а люди. Именно таким походом и был славен когда-то советский кинематограф, и если мы к этим традициям не вернемся, нас ждет, я считаю, катастрофический провал.

Вообще-то гордиться надо не тем, что в космос летают наши актеры, а тем, что в космос летают профессиональные космонавты и делают там большие дела на благо страны. А кичиться тем, что мы, дескать, обскакали Америку, отправив к звездам каких-то шоуменов, на мой взгляд — величайшая глупость. Такие разговоры в первую очередь демонстрируют, мягко говоря, полный непрофессионализм наших управленцев, в том числе и в космонавтике, которая является великой комплексной наукой.

Вы посмотрите, у нас же непрерывно то или это не взлетает, ломается, взрывается, отказывает, выходит из строя, не выходит на орбиту. Космическая программа вся в дырах, мы шаг за шагом уступаем космос другим державам, кто нас только уже не обогнал.

Но что мы делаем вместо того, чтобы исправлять ситуацию? С моей точки зрения — натягиваем на развалившееся здание тряпочный фасад, на котором нарисованы чистенькие стеночки, красивые окошечки и цветочки на подоконничках. Вместо того, чтобы решать в комплексе громадные проблемы, нам пытаются «впарить» какую-то «розовую картиночку». Чем-то иным, кроме как бездарным разбазариванием государственных средств, мне лично назвать происходящее очень трудно.

Источник

Похожие записи