ПОСЛЕДНЕЕ
Казачий Дон напомнит Москве, как с есаулами и атаманами гутарить положено

Казачий Дон напомнит Москве, как с есаулами и атаманами гутарить положено

Казачий Дон напомнит Москве, как с есаулами и атаманами гутарить положено

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Отсутствие в России сплачивающей народ идеологии приводит к «самостийным» действиям чиновников, которые в будущем могут аукнуться стране большой бедой. Речь, в частности, о национальном вопросе.

Так, во время предстоящей осенью 2021 года Всероссийской переписи населения жители смогут самоопределиться по национальному признаку. Поможет им в этом Росстат, который располагает справочником с перечислением двух тысяч национальностей, заявила руководитель Ростовского отделения ведомства Марина Самойлова.

По ее словам, россияне, проживающие в Ростовской области, среди прочего смогут указать в качестве национальной самоидентификации принадлежность к казачеству. Причем, у них будет выбор из целых тринадцать вариантов такого определения. Среди них: «донские казаки», «русские казаки», «православные казаки» и другие.

«Это все игры в сепаратизм. Они чреваты, — заявил в беседе с „СП“ историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын. — Идеи казачьего сепаратизма не новы. Достаточно вспомнить Петра Краснова, который был войсковым атаманом Войска Донского в мае 1918 — феврале 1919 годов. Он в отличие от своих собратьев по Белому движению, того же Колчака, Деникина, выступал под лозунгом создания отдельной от России Доно-Кавказской федерации».

По словам Спицына, Краснов играл на сепаратистских настроениях части казачьей верхушки, которые утверждали, что они — не этнические русские, а отдельный субэтнос и в силу этого имеют право на свое государственное образование. «И сейчас игры в казачий сепаратизм присутствуют и в Ростовской области, и в Ставрополье, и на Кубани», — отметил историк.

Казаки активно выделяют себя из остальных россиян. В феврале представители казачьих объединений и общин от Дона до Амура обратились к министру юстиции России Константину Чуйченко с требованием регистрировать национальность «казак» или «казачка».

«Казаки, напомню, воинское сословие. А не нация, — считает писатель Захар Прилепин. — С тем же успехом в отдельную нацию можно выделить „однодворцев“, а то и „стрельцов“… Казачество сформировалось при Иване Грозном из русских людей с вливаниями татарской и черкасской составляющей».

«Казаки — такие же русские, как нынешние рязанцы, воронежцы, липчане — у них одна кровь и, в сущности, и общая история», — добавил он.

В российском паспорте отсутствует графа национальность. К такой мере прибегли, чтобы не поощрять дополнительное разделение народа страны. Ведь Советский Союз развалился отчасти в результате вспышки национализма в республиках. Опять наступаем на те же грабли? Или власти решили опереться на казаков в решении внутренних проблем, как это было в начале XX века?

— Если казаки — отдельный субэтнос, отличный от русских, то почему у них нет своего языка? — продолжает Евгений Спицын. — Почему они говорят на русском языке? Даже у самых малых народов Кавказа есть свой язык… Все это выглядит шалостью лишь на первый взгляд. А на самом деле за этим стоят проблемы целостности российского государства.

Напомню, что вскоре после войны не где-нибудь, а в Америке была принята декларация о порабощенных народах. В числе таких народов были указаны и казаки. Более того, не одно десятилетие существует проект создания отдельной «Казакии» в составе южных регионов, населенных в свое время казачьими войсками: Донским, Терским, Кубанским и т. д.

Наши заокеанские и европейские «патнеры» всегда разыгрывали националистическую карту. В данном случае они бьют сразу по всем нашим слабым местам. Поднимают и тюркский вопрос, и кавказский, и казачий тоже.

«СП»: — То есть с точки зрения государства было бы разумно как минимум не поощрять граждан лишний раз задумываться о том, чем он отличается от соседа? А у нас сейчас наоборот, приходят и требуют определиться…

— Социология — это наука, с помощью которой легко манипулировать общественным мнением. Не случайно в СССР социология, как и политология, и культурология назывались буржуазными лженауками и не преподавались. Вместо них преподавали историю, как науку, способную ответить на все вызовы гуманитарного знания, поскольку она основана на закономерностях.

Социология носит во многом манипулятивный характер. Все знают, что если есть желание получить искомый результат в ходе того или иного социологического опроса, нужно с одной стороны в определенном ключе сформулировать вопрос, а с другой предложить респонденту перечень ответов. И он по принципу ЕГЭ поставит галочку. Поэтому такое при переписи населения недопустимо.

Главный редактор газеты «Современное казачество» ЦФО Союза казаков-воинов России и зарубежья, есаул Виктор Лядов удивлен предлагаемыми «сортами» казачества.

— С 1991 года, когда вышло постановление о репрессированных народах, казаки были там записаны, как народ, который подвергся репрессиям — расказачиванию. И с той поры казаки бьются за то, чтобы казаков признали не субэтносом, а именно народом. Было сломано немало копий. Некоторые деятели чуть ли не до ООН доходили.

Не только в Ростовской области, но и в центральной России поднимался вопрос об официально признаваемой самоидентификации «казак/казачка». У нас же сейчас по Конституции нет такой графы. Такая запись могла бы использоваться в ЗАГСах. А то сейчас там можно записаться только русским. Это их внутренняя статистика. Казахом записаться можно, а казаком нет.

«СП»: — В паспорт тоже надо вернуть графу «национальность» и писать «казак»?

— Думаю, это не нужно. Мы уже пережили этот момент. Пятая графа не к чему.

«СП»: — Не исключено, что отделившиеся от остальных россиян казаки начнут выяснять отношения уже между собой. Раз их целых 13 видов только в Ростовской области…

— Такое дробление не нужно. Перемудрили ребята. Мы все — русские казаки. Тем более что и так существуют трения между родовыми казаками и реестровыми. Единственное различение, какое уместно — приписка к войску по территориальному признаку.

Военный историк, автор книг о казачестве Сергей Дробязко уповает на Основной закон страны.

— Из научных соображений было бы интересно узнать, что представляет собой сейчас казачество. Но градации «донской казак», «русский казак», «православный казак» — абсурдны и не отвечают никаким реалиям. Вопрос не проработан. Если бы речь шла о территориальном признаке, было бы нормально.

«СП»: — Не станет ли поощряемая государством самоидентификация «казак» политической проблемой в будущем? Нет ли тут угрозы сепаратизма?

— Если самоидентификация есть — ее нельзя запретить. Ее приходится принимать во внимание и как минимум изучать. Одной самоидентификации для сепаратизма недостаточно. На практике допустимы самые широкие рамки, пока они не входят в противоречие с Конституцией.

О том, как видят проблему национальной самоидентификации в Росстате, «СП» рассказал представитель пресс-службы ведомства Сергей Ваган.

— При проведении переписи никаких ограничений на свободу волеизъявления граждан не предусмотрено. Ни по какому вопросу. В том числе по вопросу национальности. Переписчик указывает данные со слов гражданина, к которому он пришел, только на основе его слов, не требуя никаких документов, и не имеет права что-либо дописывать или исправлять. А гражданин имеет право указать любой возраст, любой пол, любую национальность, язык, место работы и проч. То есть мы доверяем человеку.

«СП»: — Руководитель Ростовского отделения Росстата упомянула справочник с перечнем двух тысяч национальностей. Разве это не подсказка переписываемым гражданам?

— Действительно, каждый переписной цикл создается такой справочник. Это делается в Институте русского языка РАН. В нем указаны все этнические, национальные, социокультурные группы, которые живут на территории РФ. Этот справочник также включает анализ ответов граждан, сделанных на предыдущих переписях. И если на прошлой переписи кто-то заявлял, что он донской или терский или уральский казак или еще какой-то, то эти определения попали в справочник.

Этот справочник нужен нам только на этапе расшифровки анкет. Часто люди указывают неверно орфографически: не «казак», а «козак» или не «месхетинец», а «масхетинец». Справочник позволяет понять, ошибка ли это или новая социокультурная общность.

Сейчас у нас помимо справочника появится еще и информационно-аналитическая система с элементами искусственного интеллекта, что позволит оперативно создать микро-базу данных и впервые выложить ее в публичный доступ.

Источник

Похожие записи