ЕГЭ-2021: 400 баллов — и ты студент

ЕГЭ-2021: 400 баллов — и ты студент

ЕГЭ-2021: 400 баллов — и ты студент

Фото: Сергей Красноухов/ТАСС

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) на 400 баллов сдал в 2021 году один участник, сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Всего на участие записалось 795 000 человек.

ЕГЭ… достать чернил и плакать, рыдать всем о ЕГЭ навзрыд… Вполне мог бы написать классик, если бы дожил до этой новации. Вот как в 2001 году его в порядке эксперимента впервые провели, так и пошло-поехало: то ответы утекут в Сеть, то вопросы некорректно составлены, то ученики массово с тестами не справляются, но преподаватели вузов недовольны уровнем подготовки абитуриентов, успешно давших ЕГЭ.

С этими проблемами, вроде бы, разобрались. Но теперь подводит статистика: максимальное количество баллов набрала только одна девушка. Впрочем, возможно, успели посчитать не всех. Московский лицей 1553 им. В.И. Вернадского сообщил, что их выпускница тоже набрала 400 баллов. Однако даже два человека на всю страну — не маловато ли? Да и остальные цифры тоже не слишком радужно выглядят: на 300 баллов экзамены сдали 16 человек, на 200 баллов — 409.

В чем причина таких результатов? Экзамены сложные? Требования ЕГЭ слишком расходятся с вузовскими? Нет мотивации сдавать на 100 баллов по всем предметам? Слишком пристальное внимание уделяется профильным дисциплинам?

— Почему немного настоящих энциклопедистов? Потому что 100 баллов — это идеальный результат, — считает Анжела Секриеру, доцент МПГУ, ведущего педагогического вуза России — Идеального результата по физике и литературе одновременно обычному, нормальному, как модно нынче говорить, нормотипичному ребёнку не то, чтобы невозможно, но обычно не нужно.

Старшие классы делают упор всегда на профильные предметы, например, в вуз сдавать нужно биологию, химию и русский, тогда зачем этому школьнику налегать на математику, если она не нужна для поступления?! Вот и получается, что четыре разнородных предмета сдают на ЕГЭ немногие из минимального числа перфекционистов и педантов.

«СП»: — И в чем же их педантичность проявляется?

— ЕГЭ очень сильно отличается от обычных экзаменов. Творчески одаренные дети, с проблеском гениальности, не вписываются обычно в формат ЕГЭ (по моим наблюдениям), им сложно попадать крестиками в клеточки, они везде ищут подвох или вариации… Нужен особый склад ума, чтобы сдавать именно ЕГЭ. И это нормально, что таких детей немного, потому что остальные «отличники» выбирают путь олимпиад, там другой разворот подготовки и не меньшие шансы попасть в вуз.

В России немало лицеев и гимназий при ВУЗах, туда отбирают детей уже хорошо подготовленных и мотивированных, там работают высококвалифицированные преподаватели и с материально-технической базой все в порядке. Выпускники таких учебных заведения имеют высокий уровень подготовки и должны демонстрировать блестящие результаты на экзаменах. Или нет?

— Профильные лицеи и гимназии как раз и занимаются подготовкой учащихся к олимпиадам, а не к ЕГЭ, — объясняет Михаил Павловец, доцент НИУ ВШЭ, учитель Лицея НИУ ВШЭ.

— Недавно я спросил одну из самых блистательных своих студенток: отличаются ли те, кто поступал в «Вышку» через систему олимпиад, от тех, кто поступил, имея запредельно высокие баллы ЕГЭ (а в «Вышке» есть направления подготовки, где в иные годы проходной балл — выше 400 баллов, то есть даже если в твоём портфолио дополнительно 10 баллов, иметь 390 баллов и выше по результатам четырех экзаменов — задача незаурядная), и она ответила, что это просто два разных космоса!

Действительно, хотя есть исключения, у этих двух групп абитуриентов принципиально разные стратегии поступления. «Олимпиадники» — делают ставку на достижения в науках, выбранных ими и уже неплохо освоенных: они читают много специальной литературы по предмету, охотно занимаются в профильных кружках, стараются не пропускать профильных конкурсов и состязаний — при этом общие их таланты достаточны не только на то, чтобы взять призовое место на олимпиаде, но и обязательные ЕГЭ сдать без особых усилий не меньше чем на 75 баллов.

«Егэшники» же нацелены на сдачу конкретных экзаменов — и бесконечно выполняют типовые задания по ним: собственно, это процесс и называют обычно «натаскиванием», хотя есть некоторые упёртые старшеклассники, которые могут обойтись и без помощи репетиторов — разве что дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ посещают.

Эти две модели поступления в «топовые» вузы и на топовые специальности вытекают из двух полярных образовательных моделей средней школы.

«СП»: — И что это за образовательные модели?

 — Школы, ориентированные на следование традициям советского образования, более годны к подготовке к ЕГЭ: здесь ценятся жёсткие и требовательные учителя, регулярность выполнения однотипных заданий все более и более сложного уровня, суворовский принцип «тяжело в учении — легко в бою».

Ученик в таких школах — изделие в руках опытных педагогов, он приучается к дисциплинированности, выносливости, способности запоминать огромные объемы информации… Учеба в таких школах понимается как подготовка к суровой взрослой жизни.

В тех же школах, которые считаются «передовыми», «продвинутыми» иная установка. Учеба в них понимается не как подготовка к взрослой жизни, а как самоценный период жизни как таковой — пусть и нелегкой, подчас даже суровой, но при этом обладающей собственной значимостью, захватывающе интересной, ибо связанной с пробудившимися у школьника профессиональными наклонностями и интересами.

Пока такая модель в основном утверждается в так называемых «селективных» школах — где ребят изначально отбирают по их талантам и способностям, но постепенно можно наблюдать, как и в обычных школах вводятся элементы такого подхода.

Немного странно слышать о том, что главный экзамен страны — это не самая важная составляющая, определяющая знания школьников. Ведь ЕГЭ вводился с благими целями: объективно оценить знания учащихся, создать всем равные стартовые условия и так далее. Непривычно и деление абитуриентов на «егэшников» и «олимпиадников». Но время вносит коррективы в привычные представления.

А пока подождем результатов дополнительного периода ЕГЭ. Он пройдет с 12 по 17 июля. Рособрнадзор и Минпросвещения ранее сообщали, что график сдачи экзаменов в 2021 г. в период пандемии коронавируса меняться не будет.

Источник

Похожие записи