ПОСЛЕДНЕЕ
Ученые выяснили, как трансформировались российские вузы за 150 лет

Ученые выяснили, как трансформировались российские вузы за 150 лет

 Ученые выяснили, как трансформировались российские вузы за 150 лет

  • Престиж и изменение профессии преподавателя
  • Университетская автономия и отношения
  • Современная жизнь вузов

© Фото : public domainЧитать ria.ru в Как менялись российские вузы на протяжении 150 лет, проанализировали ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ). По словам исследователей, полученные результаты могут помочь при разработке стратегических проектов развития как отдельных вузов, так и высшей школы в целом. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.На сегодняшний день, по словам специалистов университета, большинство исследований о российских вузах посвящено анализу количественных показателей, например, оплате труда преподавателя, объемам публикаций в научных журналах, финансов, приема студентов, научно-технологические разработок и патентов и другие.Ученые ТюмГУ провели комплексное исследование и изучили глубинные факторы трансформации вуза — изменения в профессии преподавателя, профессиональной идентичности, организационной культуре, кадровой политике — на примере имперских, советских и постсоветских университетов, в том числе на современных вузах-участниках прошедшей программы «5-100».

"Человек университетский" находится в поиске своих новых функций и нового места в структуре университета. Он в состоянии потери классической идентичности и пока не приобрел новую, релевантную современности. В схожих условиях оказались многие государства. Фигура университетского преподавателя принципиально важна, поскольку все необходимые университету изменения предстоит проделать в конечном счете именно ему, и от его профессиональных и личностных характеристик, от способности меняться, воспринимать и порождать новые практики зависит успех отечественных вузов в будущем", — прокомментировал к.и.н., директор школы исследований окружающей среды и общества (Антропошкола) ТюмГУ Александр Сорокин.

Престиж и изменение профессии преподавателяВ университетском прошлом были как продолжительные периоды, когда принципы их функционирования почти не менялись, так и времена бурных трансформаций, чаще всего совпадавшие с политическими изменениями в стране или со сменой университетской модели.

«В дореволюционной России университетский профессор оставался весьма редким, «штучным» явлением, занимавшем в известном смысле исключительное положение в обществе (экстраординарный профессор — 6 чин по табели о рангах, ординарный профессор — 5 чин, статус личного дворянства). В советское время постепенно профессия вузовского, университетского преподавателя становилась более массовой, что несколько снижало ее престиж, хотя и оставалась на весьма высоком уровне», — рассказал Сорокин.

18 декабря 2020, 11:23Ученые выяснили, что привлекает россиян в работе в вузеВ то же время университетская профессура вместе с учеными из НИИ Академии наук, как отметил исследователь, были необходимы государству для реализации масштабных индустриализационных, модернизационных и оборонных проектов.»Вместе с массовостью высшего образования росла и преподавательская учебная нагрузка. Если в имперский период для профессоров она составляла от 6 до 10 часов в неделю при максимальной годовой нагрузке 440 часов в год, то в советское время в зависимости от конкретных периода, дисциплины, занимаемой должности нагрузка составляла 10-18 часов в неделю и от 420 до 780 часов в год с учетом учебно-методической работы, консультациями, приемом зачетов и экзаменов», — отметил эксперт.

Серьезные изменения претерпела организация научных исследований. В Российской империи исследования были инициативой ученых, а в Советском Союзе основным принципом стало государственное планирование научных исследований.Университетская автономия и отношенияЗаметно отличались два периода с точки зрения университетской автономии. В дореволюционной России от устава к уставу масштабы автономии то расширялись, то сужались.»Во всяком случае, элементами выборности (включая выборы ректоров и деканов), правом присваивать ученые степени и другими признаками самоуправления царский университет, как правило (на протяжении не всего периода), обладал. В советское время об университетской автономии в прежнем смысле этого понятия говорить не приходится, хотя отдельные институты корпоративного управления сохранились», — рассказал профессор Томского государственного университета, ведущий научный сотрудник ТюмГУ, исполнитель проекта Михаил Грибовский.

Наименьшим изменениям, по словам исследователей, подверглись отношения между профессорами и студентами. Традиции наставничества, тесная связь между студентом и его научным руководителем, кружковая работа по вовлечению студентов в науку — такие элементы университетской жизни с легкостью перешагнули через революционные изменения и актуальны в настоящее время.

14 октября 2020, 03:00НаукаРоссийские ученые впервые исследовали причины отчисления из вузовСовременная жизнь вузовСравнивая университет двух периодов — имперского и советского — заметы и другие приметы преемственности.

«К ним можно отнести гумбольдтовский принцип единства науки и образования, преимущественно государственное финансирование университетов, принципы подготовки научных кадров и проведения аттестации (защита диссертаций) и другие. Так что, безусловно, полного разрыва с прошлым не произошло, и советский университет стал наследником университета царского», — рассказал Сорокин.В результате исследования ученые выделили ключевые тенденции развития современной высшей школы России: менеджериализация — создание новых оргуправленческих структур в вузах, развитие управленческих компетенций преподавателей, что может служить причиной возникновения разрывов и латентных конфликтов внутри университетского сообщества; и цифровизация — получение новых компетенций и навыков преподавателей и студентов, а также создание новых, в том числе гибридных форматов работы.»Например, если такая структура управления университетом как ученый совет может тормозить принятие решений, которые направлены на изменение существующих в вузе управленческих процессов, то, в свою очередь, руководство, стремясь продвигать свое видение, вынуждено создавать дополнительные органы управления университетом — академические, административные советы и другие», — объяснил Сорокин.

26 июля, 08:00Наука»Нас прогнули под Запад». Преподаватели вузов России бьют тревогу В рамках исследования ученые создали систему оценки компетенций научно-педагогических работников университетов LAUNCH — Leadership skills (лидерские навыки); Affect skills (навыки влияния); Understanding skills (навыки понимания); Negotiations skills (навыки переговоров); Creative skills (навыки креативности); Human perception skills (навыки работы с людьми). Разработка была апробирована в программах центра развития компетенций Западно-Сибирского научно-образовательного центра (НОЦ) и внедрена в работу с персоналом ТюмГУ.Часть результатов, как отметили специалисты, уже введена в новые курсы, которые читаются для студентов ТюмГУ. Кроме того, полученные данные потенциально можно использовать для разработки аналитических и консалтинговых продуктов для вузов и организаций, занимающихся управлением и координацией деятельности высшей школы.В дальнейшем ученые планируют расширить исследование и включить в него вузы, прошедшие отбор в программу стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030».Исследование проведено в рамках грантового проекта Российского научного фонда «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности».

13 августа 2020, 18:47Россияне оценили качество высшего образования в стране

Источник

Похожие записи