Ученые поняли, как коронавирус распространяется через рот

Исследователи рассказали о роли слюны при заражении COVID-19

Международная группа ученых нашла доказательства того, что коронавирус, вызывающий COVID-19, поражает клетки во рту. Хотя хорошо известно, что основными местами заражения вирусом SARS-CoV-2 служат верхние дыхательные пути и легкие, есть признаки того, что вирус может инфицировать клетки в других частях тела, таких как пищеварительная система, кровеносные сосуды, почки и, как показывает новое исследование, рот.

Фото: pixabay.com

Способность коронавируса инфицировать несколько участков тела может помочь объяснить широкий спектр симптомов, с которыми сталкиваются пациенты с COVID-19, включая такие оральные симптомы, как потеря вкуса, сухость во рту и образование волдырей.

Более того, полученные исследователями результаты указывают на возможность того, что рот играет роль в передаче коронавируса в легкие или пищеварительную систему через слюну, содержащую вирус из инфицированных клеток полости рта.

Как рассказывает ресурс MedicalXpress, лучшее понимание роли рта при COVID-19 может помочь в разработке стратегий по снижению передачи вируса внутри и вне организма.

Исследовательскую группу возглавляли ученые из Национального института здоровья и Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Материалы исследования были опубликованы 25 марта в журнале Nature Medicine.

Исследователи уже знают, что слюна людей с COVID-19 может содержать высокие уровни вируса SARS-CoV-2, и исследования показывают, что анализ слюны почти так же надежен, как глубокий мазок из носа для диагностики коронавирусного заболевания.

Однако ученые не совсем точно знают, откуда берется SARS-CoV-2 в слюне. У людей с COVID-19, у которых есть респираторные симптомы, вирус в слюне, возможно, частично поступает из носовых выделений или мокроты, отхаркиваемой из легких. Но, по словам возглавлявшего исследование доктора Блейка М. Уорнера, это не может объяснить, как вирус попадает в слюну людей, у которых отсутствуют эти респираторные симптомы.

«Основываясь на данных наших лабораторий, мы подозревали, что, по крайней мере, часть вируса в слюне может исходить из инфицированных тканей самого рта», — сказал Уорнер.

Чтобы изучить эту возможность, исследователи исследовали ткани ротовой полости здоровых людей для определения областей рта, восприимчивых к инфекции SARS-CoV-2. Уязвимые клетки содержат инструкции РНК для создания «входных белков», которые необходимы вирусу для проникновения в клетки. РНК для двух ключевых белков входа, известных как рецептор ACE2 и фермент TMPRSS2, была обнаружена в некоторых клетках слюнных желез и тканях, выстилающих ротовую полость. В небольшой части клеток слюнной железы и десен РНК как для ACE2, так и для TMPRSS2 экспрессировалась в одних и тех же клетках. Это указывает на повышенную уязвимость, поскольку считается, что вирусу необходимы оба входных белка, чтобы получить доступ к клеткам.

После того, как исследователи подтвердили, что части рта восприимчивы к коронавирусу, они начали искать доказательства инфекции в образцах тканей ротовой полости людей с COVID-19.

В образцах, собранных у умерших пациентов с коронавирусом, РНК коронавируса присутствовала чуть более чем в половине исследованных слюнных желез. В ткани слюнной железы одного из умерших людей, а также живого человека с острым COVID-19 ученые обнаружили определенные последовательности вирусной РНК, которые указывали на то, что клетки активно создавали новые копии вируса.

Как только команда обнаружила доказательства инфекции тканей ротовой полости, ученые задались вопросом, могут ли эти ткани быть источником вируса в слюне. Оказалось, что это так. Было обнаружено, что у людей с легкой или бессимптомной формой COVID-19 клетки, выделяющиеся изо рта в слюну, содержат РНК вируса SARS-CoV-2, а также РНК для входных белков.

В совокупности, по словам исследователей, результаты исследования показывают, что рот «благодаря» инфицированным клеткам ротовой полости играет большую роль в заражении коронавирусом, чем считалось ранее.

«Когда проглатывается инфицированная слюна или вдыхаются ее крошечные частицы, мы думаем, что она потенциально может передавать SARS-CoV-2 дальше в наше горло, легкие или даже кишечник», — говорит участвовавший в исследовании доктор Кевин Берд.

Потребуются дополнительные исследования, чтобы определить точную природу участия полости рта в коронавирусной инфекции. «Такая информация может также послужить основой для вмешательств по борьбе с вирусом и облегчить оральные симптомы COVID-19 », — уверен доктор Уорнер.