Ученые объяснили «водные чудеса» средневековых святых

«Святой Фредиан изменяет течение реки Серкио». Филиппо Липпи (1406-1469)Читать ria.ru в Результаты нового междисциплинарного исследования, в котором, помимо историков, участвовали геохимики, геологи и специалисты по климату, позволили объяснить исключительное обилие дождей в северной и центральной Италии в VI веке нашей эры природными причинами, а не чудесным вмешательством святых, как об этом пишут хроники. Статья опубликована в журнале Climatic Change.Исторические источники VI века Апеннинского полуострова, особенно «Диалоги о чудесах итальянских отцов», приписываемые папе Григорию Великому, содержат множество описаний так называемых «водных чудес», в которых святые вызывают или останавливают сильные дожди, штормы и наводнения. В более ранней или более поздней итальянской агиографической литературе, а также в трудах Григория Турского, современника Григория Великого, но описывающего события на территории современной Франции, рассказы о «водных чудесах» практически отсутствуют. В «Диалогах» же на них приходится почти 20 процентов всех эпизодов.

Ученые из Пизанского и Варшавского университетов вместе с коллегами из других стран предположили, что причиной такого акцента на гидроклиматических событиях в жизнеописаниях святых стали локальные климатические изменения в центральной и северной Италии в VI веке, проявившиеся в увеличении количества осадков и наводнений.

Для подтверждения своей гипотезы авторы исследовали сталагмит из пещеры Ренелла в северной Тоскане. С помощью уран-ториевого метода ученые датировали отложенные на протяжении многих веков слои минералов, образующие кольца роста сталагмита, а измерение соотношения изотопов кислорода в этих слоях позволило исследователям определить границы влажных и сухих периодов в регионе.