Вместе с марсоходом Perseverance на Марс приземлился вертолет-разведчик

Российские ученые объяснили суть американской миссии

Пятнадцатый и самый крупный марсоход в истории освоения Красной планеты успешно совершил посадку в марсианском кратере Джезеро, расположенного севернее экватора. Увы, снова не наш, а американский, под названием Perseverance («Настойчивость»). Он был изготовлен Лабораторией реактивного движения NASA и запущен к Марсу 30 июля 2020 года. О том, насколько важна данная миссия, мы поговорили с российскими специалистами.

Фото: nasa.gov

Шестиколесный марсоход NASA, как и было запланировано, приземлился в кратере Джезеро, рядом с дельтой древней марсианской реки. «Джезеро — особенный объект», — считает Бриони Хорган, член научной группы миссии, о которой сообщается в Nature. Кратер диаметром 45 километров образовался около 3,9 миллиарда лет назад в результате падения на Марс астероида. Это место когда-то было гораздо более теплым и влажным, чем сейчас.

Спуск с орбиты занял всего 400 секунд, и этот период сотрудники Центра управления NASA назвали «семью минутами ужаса». По словам исследователей, они очень волновались за сохранность аппарата, ведь готовили его к полету в течение многих лет.

– Этот марсоход выделяется особой точностью посадки и максимальной нагрузкой на фоне последних достижений космонавтики: он весит больше тонны,  – комментирует событие популяризатор космонавтики, автор сайта «Открытый космос» Виталий Егоров. – Что касается научной программы, которую должен выполнить марсоход, здесь самая важная часть заключается в том, что Perseverance выполнит первый этап большой уникальной операции с возвратом марсианского грунта на Землю. Если предыдущий марсоход NASA —  Curiosity (его еще называют марсианской лабораторией), проводил исследование образцов грунта прямо на Марсе, установленными на нем приборами, у вновь прибывшего своих приборов для изучения нет, он должен просто собрать коллекцию для будущей доставки ее на нашу планету.

Как сообщили американские ученые, если все пойдет хорошо, к концу своего первого марсианского года на поверхности — чуть меньше двух земных лет — марсоход преодолеет более 15 км. За это время его коллекция будет представлять собой драгоценный набор из 15-20 разных образцов. Этот «клад» будет впоследствии сброшен в одном месте на марсианской земле, чтобы после будущий марсианский аппарат смог забрать его и доставить на Землю для тщательного изучения и поиска следов органической жизни. По словам ученых, это может произойти не ранее 2026 года, когда в Джезеро повторно направится аппарат NASA и Европейского космического агентства.

— Для поиска и определения наиболее интересных образцов грунта и камней на борту Perseverance есть два спектрометра: дистанционный лазерный и ультрафиолетовый, — говорит Егоров. – Гораздо более интересен его радар, который будет просвечивать грунт примерно на 10 метров в глубину. Это позволит изучать  марсианский материал не только поверхностно, но и в глубине. Правда, шансов найти лед даже на такой глубине вблизи экватора у него мало. В этом плане более успешным может оказаться китайский аппарат,  который должен сесть на Марс месяца через три на равнине Утопия, которая в древности была океаном.

И все же надежды найти доказательства жизни на Марсе американцы не оставляют. Дело в том, что в месте, где по всему кратеру Джезеро разбросаны геологические образования, намекающие на его водное прошлое, в том числе остатки озера и дельты реки, геологические обнажения древних пород.

Уж если где на Марсе и могла существовать жизнь, то она точно не могла обойти этого комфортного местечка. В частности, Perseverance будет изучать дугу скал, которая проходит вдоль дельты реки и параллельно краю кратера. Более ранние наблюдения с орбитального космического аппарата показали, что эти породы могут состоять из карбонатных минералов, которые относительно редко встречаются на Марсе, но обычны на Земле. «Карбонаты, включая известняк, часто связаны с живыми организмами», — сообщают ученые.

— С точки зрения фундаментальной науки данная миссия может стать первым шагом к великому открытию в естествознании, — говорит заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов. — Если им действительно удастся собрать образцы породы, которые будут капсулированы и позже доставлены на Землю, ученые смогут очень хорошо их изучить. Если, как предполагают многие исследователи, на Марсе в прошлом были жидкая вода и жизнь, то возможно, эти исследования смогут с большой вероятностью подтвердить эти предположения.

Ориентировать марсоход на месте будет вертолет-разведчик Ingenuity («Изобретательность»). Это будет первый вертолет, запущенный учеными в другом мире.

Чем же сможет на это все ответить Россия?

– Если у нас и есть шанс хотя бы немного приблизиться к американским ученым в области изучения Марса, то это только благодаря проекту «Экзо-Марс», — отвечает Виталий Егоров. – Наша страна осуществляет его вместе с европейцами, старт намечен на 2022 год. Сам марсоход будет европейским, но  система посадки и платформа, которая обеспечит ему мягкую посадку, будут нашими.  Эта же платформа выполнит функции исследовательской станции, то есть на ней  установят солнечные батареи, приборы. Она будет статична, но российские ученые смогут получать информацию и с мобильного европейского марсохода.

Так что, нам будет, чем потягаться с американцами. В частности, длиной бура. У марсохода «Настойчивость» он пятисантиметрый, у Экзо-Марса доходит до  2 метров. Порода, добытая с такой глубины, безусловно, будет представлять особый интерес у ученых.

Кадры приземления марсохода Perservance на Марс поразили драматизмом