ПОСЛЕДНЕЕ
Российские эксперты разъяснили взрыв корабля Илона Маска: «Конструкция сырая»

Российские эксперты разъяснили взрыв корабля Илона Маска: «Конструкция сырая»

Но преимущества Starship все равно важнее недостатков

У американцев уже третий раз подряд взорвался прототип нового космического корабля Starship… Однако специалисты из космической сферы все равно аплодировали данному событию. О том, почему запуск, хоть и не совсем удачный, записали в успех компании Илона Маска SpaceX, о целях, поставленных перед новым кораблем, и деталях его создания «МК» рассказал популяризатор космонавтики Виталий Егоров. 

Фото: Кадр из видео

Для ракетостроителей, работающий под руководством Маска и всех, кто следит за испытаниями нового корабля многоразового использования произошедший взрыв, конечно был нежелателен, как и первые два, но он впервые произошел после мягкой посадки. И это главное, на что стоит обратить внимание. При создании сложной космической техники не бывает без аварий, только через ошибки возможно продвижение вперед. В свое время наш Сергей Павлович Королев тоже «ронял» одну ракету за другой, пока в небо не взмыла первая успешная «семерка» — ракета-носитель «Р-7».

– Виталий, для чего американцы создают Starship? 

– Это разработка SpaceX пригодится для различных функций, начиная отправкой спутников на околоземную орбиту, заканчивая колонизацией Марса, осуществлением пилотируемых полетов на Красную планету. Предполагаются также туристические полеты к Луне, межпланетные перелеты «Земля-Земля» в гражданских и военных целях, к примеру, переброска десантных бригад с континента на континент, которые можно осуществить в течение считанных минут.

Но сначала необходимо отработать технологию аэродинамического снижения и вертикальной посадки, алгоритмы включения двигателей в течение одного полета, провести испытание теплозащитного покрытия. Для всего этого нужно много прототипов, один из которых и стартовал в минувшую среду. Предыдущие запуски полноценного корабля Starship были процентов на 70 успешными, но во время посадок возникали сбои в работе двигателей. Нынешний прототип смог сесть. Это, безусловно, достижение, даже несмотря на то, что спустя 8 минут после посадки на космодроме Бока-Чика в Техасе, произошел его взрыв.    

— В чем новизна данного корабля?

— Это первая, полностью многоразовая космическая система. То, что сейчас взлетело и приземлилось — это вторая ступень, она же полноценный космический корабль. Первая ступень называется «Super Heavy” которую также разрабатывает компания Маска. На сегодняшний день она пока не собрана, но технически там много родственного со Starship (те же двигатели, конструкция корпуса и т.д.) В сборке со Starship они будут составлять сверхтяжелую ракету многократного использования. Такого в истории космонавтики не было никогда и в этом новизна подхода Маска.

— Сколько килограммов корабль сможет поднимать на орбиту? Можно ли его сравнивать с советской ракетой-носителем «Энергия»?

— По грузоподъемности его можно сравнивать с «Энергией», потому что он сможет поднимать на низкую орбиту также около 100 тонн. Для подъема такого же груза при помощи тяжелой «Ангары А5», потребовалось бы четыре запуска. 

– Starship использует кислородно-метановый двигатель. В чем его преимущество перед используемым сейчас в космических двигателях керосин-кислородом?

– Прототипы метановых двигателей есть в России, но для штатных ракет их еще никто не использовал. Похоже, Маск будет первым. Преимущество метана —  в том, что он не оставляет сажи на двигателях, как керосин. При многократном их использовании в этом появляется смысл, хотя применение  керосина и дешевле метана.

Кроме двигателя, среди новшеств, хотелось бы отметить еще одно – возврат к стальному корпусу (последний раз сталь при создании космического комплекса использовалась для американской ракеты-носителя «Атлас»). В этом плане основатель SpaceX не супер-новатор. Но он, видимо, просчитал, что она будет более  подходящей для многоразового проекта. К примеру, сталь может накапливать с себе тепло при посадке, что помогает гасить скорость. Конечно, если бы в той же конфигурации был использован алюминий, ракета смогла бы вывести больше груза, но она была одноразовой. Сталь позволяет сделать ее многоразовой и тем самым компенсирует недостаток эффективности.

– Теперь по поводу падения. Почему все-таки Starship взрывается уже третий раз?

Конструкция еще сырая. Двигатели на стенде работают нормально, но при их использовании в режимах посадки, которые до Маска еще никто не применял, естественно, возникают проблемы. Просто команда набирается опыта, выявляет недостатки путем испытаний. Никакое цифровое моделирование их заменить не может. Тут двигаться вперед можно только, набивая себе шишки. 

Прототип марсианского корабля Starship взорвался после посадки

Смотрите видео по теме

– Что они уже усовершенствовали после первых двух запусков?

Раньше с подачей топлива были проблемы. В полете, переходя из горизонтального положения в вертикальное, топливо начинало болтаться, и с его забором в двигателях возникали проблемы. Поэтому до последнего раза кораблю не удавалось сесть. Теперь мы видим, что эта проблема решена. Команда впервые при приземлении запустила все три двигателя и мягко посадила свой прототип SN10. Тот факт, что через несколько произошло возгорание в области двигателя, а затем произошел сильный взрыв, говорит о какой-то другой проблеме, которую теперь будут решать в SpaceX. Запуск следующего прототипа намечен через несколько месяцев.

Источник

Похожие записи