Опубликованы сенсационные данные наблюдений за знаменитой черной дырой

Художественное представление системы Лебедь X-1: черная дыра звездной массы вращается вокруг звезды-компаньонаЧитать ria.ru в Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Science, показывает, что хорошо известная рентгеновская двойная система Лебедь X-1 содержит самую массивную черную дыру звездной массы, когда-либо обнаруженную без использования гравитационных волн. Это открытие дает важную информацию, необходимую для построения моделей звездной эволюции и понимания механизмов формирования черных дыр большой массы.Лебедь X-1 — одна из ближайших к Земле черных дыр и, несомненно, самая известная. Система, расположенная на расстоянии 7200 световых лет от Земли и состоящая из черной дыры со звездой-компаньоном, была обнаружена в 1964 году во время суборбитального полета ракеты, запущенной из Нью-Мексико.Объект стал предметом знаменитого спора между физиками Стивеном Хокингом и Кипом Торном, причем Хокинг ставил на то, что Лебедь X-1 не является черной дырой. В 1990 году ему пришлось признать свое поражение — Лебедь X-1 стала первой доказанной черной дырой. И вот теперь новые наблюдения за этим удивительным объектом снова заставили астрономов пересмотреть свои взгляды на процессы эволюции звезд.

Авторы наблюдали систему Лебедь X-1 под разными углами, используя положение Земли на околосолнечной орбите, чтобы уточнить расстояние до системы и, следовательно, массу черной дыры. В качестве инструмента они использовали массив очень длинных базовых линий размером с континент, состоящий из 10 радиотелескопов, расположенных в разных частях Соединенных Штатов.

«Если мы можем рассматривать один и тот же объект из разных мест, мы можем рассчитать его расстояние от нас, измерив, как объект перемещается относительно фона, — приводятся в пресс-релизе Международного Центра радиоастрономических исследований (ICRAR), координирующего исследование, слова ведущего автора, профессора Джеймса Миллер-Джонса (James Miller-Jones) из Университета Кертина. — Если вы поставите палец перед глазами и будете смотреть на него то одним глазом, то другим, вы заметите, что ваш палец прыгает с места на место. Это точно такой же принцип».