Иммунитет попутал. Названа прививка с необычными побочными эффектами

• Призрачная защита
  • Нет дыма без огня
  • Кто, если не БЦЖ
  • Палочка от ковида

© Пресс-служба мэра и правительства МосквыЧитать ria.ru в В самом начале пандемии появлялись сообщения о том, что в странах, где население массово привито противотуберкулезной вакциной, люди реже заболевают ковидом и меньше от него умирают. Позже информацию опровергли, однако недавно ученые выяснили: БЦЖ все-таки полезна при терапии от коронавируса, поскольку способствует снижению в крови уровня провоспалительных цитокинов — они часто становятся причиной так называемого цитокинового шторма. Это не первые данные о неожиданных побочных эффектах этой вакцины. Среди них — защита от лепры, некоторых видов рака и диабета. От чего еще помогает БЦЖ, разбиралось РИА Новости.Призрачная защитаВ марте 2020-го группа ученых из Нью-Йорка, проанализировав данные по заболеваемости ковидом в разных частях света, обнаружила: там, где детей массово прививают противотуберкулезной вакциной, эпидемия разворачивается медленнее, а смертность от болезни в несколько раз ниже. Исследователи выложили наблюдения в виде препринта на сайте medRxiv, где публикуют медицинские статьи, которые пока не прошли рецензирование и не появились в научном журнале.

Уже через несколько недель похожую информацию опубликовали — тоже в виде препринта — эпидемиологи из Техасского университета (США). Собрали сведения о заболеваемости на тот момент в 178 странах, и по их подсчетам получилось: количество инфицированных на душу населения в государствах с обязательной вакцинацией от туберкулеза ниже примерно в десять раз, чем там, где БЦЖ больше не делают. При этом разница в количестве погибших от ковида — почти в 20 раз.

По мнению ученых из СПбГУ, объясняется это тем, что прививка против туберкулеза в младенчестве способна серьезно повлиять на только на складывающийся иммунитет: «Раннее и продолжительное воздействие штамма вакцины на формирующуюся иммунную систему обеспечивает адъювантный эффект — усиливает иммунный ответ организма на различные, в том числе многие инфекционные антигены». CC BY-SA 3.0 / Y tambe / Противотуберкулезная вакцина — это ослабленный штамм бычьей туберкулезной палочки, Mycobacterium bovis, которая родственна человеческой туберкулезной палочке — Mycobacterium tuberculosis. Вакцину также называют бациллой Кальметта — Герена в честь ее изобретателей, отсюда и сокращение БЦЖ (Bacille Calmette — Guerin)Таким образом, страны, где до сих пор активно прививают от туберкулеза, должны были значительно меньше пострадать от нового коронавируса. Однако этого не произошло. В частности, Россию, где каждому новорожденному на третий день жизни делают БЦЖ, накрыло уже тремя волнами эпидемии. Статьи о защите от ковида, которую якобы дает противотуберкулезная прививка, подверглись серьезной критике научного сообщества. Последний гвоздь в крышку гроба гипотезы вбили ученые из Университета Пенсильвании (США). В апрельской статье в Nature они заявили: на ранних этапах пандемии разница в заболеваемости между странами, где делают и не делают БЦЖ, действительно была. Но теперь она полностью исчезла, и на распространение коронавирусной инфекции сейчас влияют антиковидные вакцины.

3 апреля 2020, 13:31Распространение коронавирусаВрач оценил влияние прививки от туберкулеза на течение коронавирусаНет дыма без огняОднако предположения исследователей о неожиданном побочном эффекте противотуберкулезной вакцины возникли не на пустом месте.

Во-первых, БЦЖ точно защищает от лепры (ее еще называют проказой). Дело в том, что эту болезнь, как и туберкулез, вызывают микобактерии, правда, другого рода: Mycobacterium leprae. Они и палочки Коха — возбудители туберкулеза — обладают сходными белками на поверхности клеток. Именно поэтому антитела, которые организм научился производить против туберкулезных палочек, реагируют на их родственниц и запускают иммунный ответ. Такое явление называют кросс-реактивностью. Во-вторых, еще в 2013-м датские, нидерландские и американские ученые обнаружили, что БЦЖ снижает детскую смертность вообще от всех причин в два-три раза. Тогда исследователи предположили: дело не в защите от туберкулеза, ведь младенцы им практически не болеют. Кроме того, от самой болезни вакцина как раз предохраняет не всегда.

30 марта 2020, 22:47Распространение коронавирусаНайдена связь между смертностью от коронавируса и популярной прививкойА значит, срабатывает неизвестный ранее механизм иммунологической памяти, благодаря которому БЦЖ тренирует врожденный иммунитет против огромного количества патогенов — неважно, вирусов, бактерий или грибков.

Скорее всего, после встречи с ослабленной бычьей туберкулезной палочкой — именно она входит в состав вакцины — в организме остаются не только специфические Т- и В-лимфоциты, но и клетки врожденного иммунитета с измененным обменом веществ. Они генерируют больше сигнальных молекул, из-за чего происходят эпигенетические сдвиги: одни гены перестают работать, другие, наоборот, становятся активнее. Как следствие, меняется и набор выделяемых этими клетками веществ, что, в свою очередь, помогает иммунитету справляться не только со знакомыми, но и с неизвестными ему патогенами. Впрочем, научное сообщество к работам этой команды относится прохладно. Их публикации не раз критиковали за неточности методологии. Эксперты ВОЗ и вовсе заключили: дополнительные преимущества БЦЖ настолько малы, что их не стоит принимать в расчет.

26 июля, 06:05В России снизилась заболеваемость туберкулезомКто, если не БЦЖТем не менее положительные побочные эффекты БЦЖ могут быть связаны не только с вакцинацией во младенчестве. Некоторые исследователи предлагают использовать этот препарат в терапии рассеянного склероза. Как показали испытания на пациентах, введение вакцины сразу после первых проявлений болезни значительно тормозит ее развитие.

Инъекции БЦЖ помогают и против диабета первого типа. Главная проблема при этом аутоиммунном заболевании — разрушение поджелудочной железы, которая синтезирует инсулин. В результате из-за нехватки гормона глюкоза перестает поступать в клетки, а ее уровень в крови повышается. Поэтому медики вводят больным инсулин, однако такое лечение никак не влияет на саму поджелудочную железу — она продолжает деградировать. © Иллюстрация РИА НовостиИсследования показывают, что вакцина БЦЖ способна защитить от инфицирования не только палочкой Коха, но и другими патогенами. Кроме того, она эффективна в лечении онкологических и аутоиммунных заболеванийА вот инъекции БЦЖ, как выяснилось, эту проблему решают. Во-первых, приглушают аутоиммунную атаку организма на железу. Во-вторых, нормализуют глюкозный метаболизм лимфоцитов: глюкоза из плазмы крови начинает поступать в клетки, и ее концентрация в крови снижается. Кроме того, есть сразу несколько работ, показывающих эффективность БЦЖ в терапии рака мочевого пузыря, лейкемии, лимфомы и меланомы. При этих заболеваниях вакцина усиливает иммунный ответ и помогает организму вовремя распознать раковые клетки, которые маскируются под нормальные. Впрочем, эксперты Кокрейнского общества пока относятся к таким работам скептически и считают приведенные доказательства недостаточными.

31 марта, 08:00НаукаВыжили сильнейшие. Во что человека превратили смертельные эпидемииПалочка от ковидаИ вот совсем недавно появились данные, что БЦЖ все-таки может быть полезна в лечении ковида. В начале августа индийские ученые выдвинули гипотезу, что прививка снижает циркуляцию в крови пациентов провоспалительных цитокинов, которые вызывают цитокиновый шторм. При этом состоянии собственные лейкоциты больного, охотясь на зараженные клетки, разрушают ткань легкого и приводят к гипервоспалению, с которым организм не в силах справиться. В ходе эксперимента исследователи ввели БЦЖ 82 добровольцам в возрасте от 60 до 80 лет. Антител к коронавирусу у них не было. Еще 55 их ровесников вошли в контрольную группу. Через месяц после вакцинации уровень провоспалительных цитокинов в крови привитых оказался значительно ниже, чем у остальных. Кроме того, в их плазме уменьшилась концентрация хемокинов — цитокинов, стимулирующих миграцию лейкоцитов из крови в ткани.Основываясь на этих результатах, авторы работы предположили: вовремя проведенная вакцинация БЦЖ сможет предотвратить развитие гипериммунного ответа при коронавирусной инфекции, а значит, спасти многие жизни.