ПОСЛЕДНЕЕ
Zero People потеряли равновесие и раскачали маятник

Zero People потеряли равновесие и раскачали маятник

Лидер группы Александр Красовицкий рассказал, почему в Париже пишется лучше

В 2011-м Александр Красовицкий — фронтмен популярной команды Animal ДжаZ, играющей эмоциональную, мощную и одновременно мелодичную альтернативу, создал с коллегой по коллективу — клавишником Александром Заранкиным — сайд-проект. Так на сцене появился экспрессивный дуэт Zero People: только вокал, клавишные, глубокие, зрелые тексты и драматизм, доведенный до предела. В этом году группе уже исполнилось 10 лет, и артисты решили отметить юбилей большим (насколько это возможно в нынешней ситуации) гастрольным туром, «скромно» названным The Best Tour. Москвичи, конечно, не остались в стороне.

Фото: Валентин Монастырский

К выбору места для столичного концерта музыканты подошли с душой и фантазией. Самое сердце летнего парка, стеклянная оранжерея с редкими растениями, сказочная атмосфера и отличный звук. Последнее, кстати, часто становится проблемой даже на культовых, проверенных площадках: порой приходится судорожно искать место в пространстве, где отчетливо слышны слова, соблюден баланс инструментального звука и вокала. Здесь же наслаждаться звучащим и происходящим — глядя на сцену или мечтательно закрыв глаза — можно было в любой точке. Полный sold out был объявлен еще за неделю до, а то и больше. При этом организаторы соблюли все меры безопасности по ограничению количества человек, да и во время выступления следили за тем, чтобы все присутствующие не снимали маски (увы, вряд ли в ближайшем будущем мы избавимся от этого «модного» аксессуара).

Программа, тонко и изящно сплетенная из композиций разных лет, стала попаданием в десятку, в самый нерв. Музыканты прыгнули с места в карьер, начав выступление с одной из самых душераздирающих, по мнению многих слушателей, песни — «Храм». «Пробитая сталь, изрешеченная любовью, а мог бы стать сверхчеловеком на поле боя, а мог бы летать, спасая направо и налево, если бы знать — зачем это делать», — поет солист под тревожную, раскачивающуюся клавишную партию. Этот опус вошел в трек-лист пятого студийного альбома группы «Конец равновесия», вышедшего 21 августа 2020 года.

«Название «Конец равновесия» точнее всего описывает происходящее в мире вокруг и у меня лично внутри, — рассказывал тогда Красовицкий. — Записали мы этот альбом с месье Заранкиным с одного дубля июльским утром, перед отъездом на съемки. Думали, что это будет финальная репетиция. Но в процессе поняли, что это и будет альбом. Я, конечно, очень хотел бы, чтобы вы слушали его целиком сначала, не по отдельным песням».

Удивительно, что пластинка пришла «потоком» — кажется, в ней продуман каждый нюанс, каждая деталь, но при этом чувствуется воздух, некая легкость. Она одновременно слушается целиком на одном дыхании, но во время этого «трипа» проживаешь целую гамму чувств. Пожалуй, действительно лучше найти время и погрузиться от начала до конца, проследить драматургию, то, как одно произведение продолжает другое, связанные невидимой нитью, хотя каждое — со своими акцентами и характером. Особенно впечатлила кавер-версия песни ДДТ «Я получил эту роль». Два Александра нашли абсолютно свое прочтение, аранжировка, которая, кажется, только обострила углы, сделала текст мягче и жестче одновременно.

Фото: Валентин Монастырский

Тексты Zero People — вообще отдельная история. Их часто называют «рок-поэзией», но они глубже и больше, чем могут вместить какие-то условные стилистические рамки. В них есть что-то от поэзии Серебряного века, отдельные фразы и метафоры, порождающие аллюзии с художественным творчеством прерафаэлитов — реалистичным и при этом романтичным, почти магическим. Это тот случай, когда тексты можно читать, эмоционально вовлекаясь, и отдельно, но, конечно, именно в сочетании со звучанием они создают особую магию. «Балетное па с опорой на пустоту, одним движением заставить умереть мечту. Нести любовь, как смирительную рубашку, но только она за дверь — пускаться во все тяжкие», — поется в песне «Маятник» с самого первого альбома коллектива «Ловец тишины». На концерте Красовицкий рассказал, как она родилась. Это было в самом начале существования Zero People. Артисты выступали в каком-то городе и заметили, что многие зрители заняты своими делами — кто-то копошился в телефоне, другие обсуждали последние новости. Тогда Александр подошел к краю сцены, вытянул руку с бутылкой воды и стал молча раскачивать ее. По словам артиста, через 3 минуты в зале воцарилась полная тишина — зрители начали внимательно смотреть на площадку. В одном из наших интервью Саша говорил:

«Тишина очень важна для нас. На самом деле вся эта история с просьбой говорить потише началась еще в Москве. Тогда Zero People впервые приехали выступать в столицу, и я во время концерта чуть не умер от ярости, потому что мне пришлось невольно выслушать все истории из личной жизни людей справа за баром, узнать о проблемах на работе у барышни, стоящей слева у сцены… Все это очень отвлекает. Но, к счастью, большинство поклонников относятся к происходящему с пониманием, и в целом Москва принимает нас очень здорово. Случай, о котором я рассказал, был единичным и нетипичным для Москвы. Вообще, если честно, на концертах Zero People, слава богу, начиная с третьей-четвертой песни создается особая атмосфера, в которую люди погружаются с головой и уже сами не особо хотят разговаривать.

Для нас самым ярким показателем в этом смысле было выступление на крупном летнем фестивале, где мы открывали ночную сцену. Мы сомневались, будут ли фанаты после всего, что они слушали до этого, готовы к нашему концерту, где на огромной площадке размером с девятиэтажный дом играют два человечка. Мы ожидали, что люди после диких плясок, «поджарившиеся» за весь день на солнце, а возможно, уже и хорошо попившие пивка, услышав наше «непонятное» пение под клавиши, будут выкрикивать что-нибудь из танцпола и вообще не поймут, кого им привели. Все вышло иначе. После третьей-четвертой песни в промежутке между композициями я начал слышать, как волны плещутся: такая гробовая тишина стояла вокруг, хотя передо мной была многотысячная толпа. У меня мурашки пошли по коже. Весь вопрос только в том — случайные или неслучайные люди приходят к тебе на концерт. Но порой даже «случайные», как выяснилось, проникаются каким-то особым ощущением, находят что-то внутри себя, слушая наши песни, и замолкают. Это очень ценно и здорово».

Действительно, эта команда стала совершенно уникальным явлением на современной российской сцене. Когда она только появилась, некоторые спорили между собой — какое будущее ее ждет. Очень часто бывает так, что сайд-проект большой, серьезной группы становится просто своеобразным развлечением для ее участников, позволяющим внести какое-то разнообразие в творчество, просто отвлечься от основной деятельности. Иногда случается, что музыканты просто доходят до точки, им надоедает свой «классический» формат, и в итоге параллельная история выигрывает, становится более популярной. Так или иначе, в большинстве случаев перевешивает одно из двух. Однако Красовицкому и Заранкину, хотя и в Animal ДжаZ, и в Zero People они выкладываются на все сто, каким-то удивительным образом удалось не просто удержать на плаву оба проекта, но и вывести «пиано-рок с исповедальными песнями», как многие называют творчество второго, на уровень многотысячных залов. Zero People сегодня — один из самых интересных и востребованных концертных коллективов в стране, в послужном списке которого не только несколько мощных альбомов, но и совместные выступления с Яном Тирсеном и Ройшн Мерфи (экс-солистка группы Moloko), американским исполнителем и саундпродюсером Джоном Форте (последний был соавтором и спродюсировал несколько песен для мультиплатинового альбома The Fugees «The Score» 1996 года, получившего «Грэмми»). Второй альбом Zero People «Джедай» 2014 года уже в первые сутки выхода поднялся на вершину интернет-чартов, обогнав тогда релизы Coldplay, Linkin Park и Lana Del Rey, а в 2020-м песня «Стена» дебютировала в главном рок-чарте страны, заняла первое место, на котором продержалась несколько месяцев. Список достижений можно продолжать еще долго, и команда не собирается останавливаться. Группа Animal ДжаZ при этом тоже продолжает активно развиваться и не стоит на месте. Кстати, у нее юбилей был в прошлом году, но по понятным причинам закатить «пир на весь мир», точнее — для столичной публики — удалось только в феврале 2021 г. 

Красовицкий признается, что два «суперколлектива» — абсолютно разные проекты, но переключаться с одного на другой ему очень легко. По этому поводу запомнился наш разговор на «Дикой мяте» в 2018 г.: «Неслучайно я Близнец по знаку зодиака. Я давно понял, что во мне уживаются несколько личностей, которые как-то умудряются договариваться между собой. Одна — это Animal Джаz, вторая — Zero People, третья — я в быту, это вообще другой человек. А недавно у меня появился кот, и я обнаружил в себе еще и четвертую. Стоит только случиться в моей жизни чему-то важному, во мне раскрывается что-то новое. Наверное, поэтому у людей и возникает отклик на обе истории. Откровением будет новый альбом Zero People (речь идет о пластинке 2018 «Красота». — Прим. авт.). Я очень мучился, когда создавал эти песни, был вынужден уехать в Париж, чтобы абстрагироваться, и там сочинил шесть текстов из двенадцати за три дня, чего со мной никогда не случалось. Эта работа — самая мрачная, которую я когда-либо создавал в жизни. Такая психотерапия для себя самого: я склонен впитывать из окружающего мира очень много темного и, выдавая это, продолжаю жить, иначе, наверное, стал бы серийным убийцей».

Музыка обеих команд привлекает людей своей многогранностью, разнообразием, а артисты с каждым годом не перестают удивлять преданных поклонников и привлекать новую аудиторию. «Знаете, сколько вы будете еще нас любить? — спрашивал Красовицкий на концерте. — Пока мы будем выходить на сцену и выпускать новые песни. Потом вы сразу нас забудете!» «Неееет!» — закричали зрители. Музыка Zero People уже вошла в историю. Остается только пожелать группе удачи, поздравить ее с юбилеем и с интересом наблюдать за развитием событий. То ли еще будет.

Источник: mk.ru

Похожие записи