ПОСЛЕДНЕЕ
Умер режиссер Игорь Масленников: своим лучшим фильмом «Шерлока Холмса» не считал

Умер режиссер Игорь Масленников: своим лучшим фильмом «Шерлока Холмса» не считал

Куда больше говорил о «Пиковой даме»

17 сентября скончался кинорежиссер Игорь Масленников. 26 октября ему исполнился бы 91 год. Он всегда воспринимался как ленинградский интеллигент, хотя родился в Нижнем Новгороде в пролетарском районе Сормово. Там на заводе «Красное Сормово» трудились его дед и отец. Если глубже погружаться в родословную, то корни можно найти и дворянские, и крестьянские. Второй его дед  был кузнецом.

Позднее семья Масленниковых перебралась из Нижнего Новгорода в Колпино Ленинградской области, где отец работал на Ижорском заводе, а потом в эвакуации в Челябинске.

Игорь Масленников окончил филфак Ленинградского университета, работал у студенческой газете, начинал как журналист. Потом попал на Ленинградское телевидение, где и начал снимать. Потом уже в 1967 году окончил Высшие режиссерские курсы при «Ленфильме». На вступительном экзамене, который принимал знаменитый режиссер Григорий Козинцев, Игорь Масленников представил этюде, в котором задействовал Сергея Юрского и Олега Басилашвили.  Игорь Федорович работал как сценограф и на телевидении и у Георгия Товстоногова в БДТ. А в кино дебютировал зрело и ярко картиной «Личная жизнь Кузяева Валентина», которую теперь часто причисляют к  недооцененному и незаслуженно забытому кино.. В его фильмографии — «Гонщики» с Олегом Янковским, «Сентиментальный роман» по роману Веры Пановой с Еленой Прокловой в главной роли ( картина участвовала в Берлинском кинофестивале, а о том, как это было Игорь Масленников подробно написал в своей книге»,  «Ярославна, королева Франции» с Еленой Кореневой, «Пиковая дама» с Аллой Демидовой, «Письма к Эльзе» — одна из любимых картин Масленникова. 

С телевидением связаны многие счастливые годы его режиссерской деятельности. Там он снял «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», знаменитую «Зимнюю вишню», «Что сказал покойник». В 2001 году Масленников  был удостоен Госпремии РФ за личный вклад в развитие отечественного кино. До последних дней к нему приставали с расспросами о продолжении «Зимней вишни», и он не опровергал саму возможность ее появления, рассказывал, что когда-нибудь он появится. Но проект был заморожен. 

В последние годы Игорь Федорович нигде не появлялся. Он словно затих. И случилось это давно, сразу после ухода из Союза кинематографистов РФ, где он долгое время активно работал, был первым секретарем Союза кинематографистов, то есть заместителем Никиты Михалкова. Но пять лет которые связаны с этим и пришлись на конец  199о-х – начало 2000-х, выбили его из колеи. Коллеги тогда говорили, что в адрес Масленникова посыпались угрозы и он предпочел тихо уйти.  После этого нигде и слова не сказал о том, что же на самом деле произошло. Последней его картиной стал «Банкрот», снятый в 2009 году  по пьесе Островского и по сценарию уже ныне покойного Владимира Валуцкого. В фильме снимались Лия Ахеджакова, Виктор Бычков, Юрий Гальцев, Леонид Кулагин. 

Как-то в нашем разговоре Игорь Федорович сказал: «Все! Хватит! Больше снимать не буду. Ничего не понимаю в  современности. Зачем же врать?». Он чувствовал себя человеком другого времени, переживал, что его предложения экранизировать Островского, которого он очень любил, не находили отклика у продюсеров. А и вообще век продюсерского кино не принял, считал его представителей равнодушным племенем, не способным ценить режиссеров, губителями кино. 

Журналисты одолевали его разговорами про Шерлока Холмса, а он в ответ сравнивал себя с Конан Дойлом, который тоже отбивался от атак и напоминал, что написал и другие книги. Масленников переживал, что зрители помнят только его сериалы,  «Зимнюю вишню», а он снял много других хороших картин. Например «Пиковую даму» с Аллой Демидовой в главной роли. Но кто ее видел? 

Игорь Масленников был умным собеседником, деликатным и талантливым человеком. Относился к своим ученикам, когда начал преподавать в Университете кино и телевидения в Санкт-Петербурге, как штучным людям, уважал чужой талант. Он с достоинством жил и благородно ушел.

Источник: mk.ru

Похожие записи