Умер Патрик Дюпон:«Он ушёл из жизни, чтобы танцевать со звёздами»

Умер Патрик Дюпон:«Он ушёл из жизни, чтобы танцевать со звёздами»

Скорбная весть пришла из Франции: в Париже на 62 году жизни умер один из самых знаменитых и харизматичных танцовщиков XX века Патрик Дюпон. Причиной столь раннего и неожиданного для многих ухода из жизни легендарного танцовщика названа тяжелая и продолжительная болезнь. Для Франции Дюпон являлся культовой личностью, соперничавшей по популярности с самим Рудольфом Нуреевым. Именно Дюпон и сменил Нуреева в 1990 году на посту директора балета Парижской Оперы. Помимо деятельности на балетном поприще танцовщик много играл в мюзиклах, снимался в кино: вместе с Алленом Делоном участвовал в триллере Жиля Беа «Танцевальная машина» (1990), где сыграл роль Шико, кроме того сыграл роль Нижинского в телефильме Реже Анена «Он был музыкантом: господин Стравинский», менестреля в сериале «Плащ и кинжал» (2018).

Фото: ru.wikipedia.org

Патрик Дюпон сам описал этапы своего жизненного пути в автобиографии «Звезда», выпущенной издательством «Фаяр» в 2000 году.

Танцовщик родился в Париже 14 марта 1959 года. Когда Патрик был ещё ребенком, его мать разошлась с отцом. Мальчик рос активным: его записывали во многие спортивные секции, занимался то футболом, то дзюдо — однако Патрику не нравился спорт, его привлекали танцы.

Встреча с премьером Парижской Оперы Максом Боццони стала для будущей звезды мирового балета поистине судьбоносной: родители, будучи поклонниками этого артиста, попросили посмотреть сына, и с 8 лет Патрик на протяжении многих лет занимался в классе этого знаменитого танцовщика. Лишь в мае 1968 года из-за волнений в Париже ему пришлось ненадолго прервать занятия. Однако он продолжил дополнительно заниматься с Боццони и через год, когда в десятилетнем возрасте поступил в школу Парижской Оперы (педагог Жильбер Майер).

Боццони продолжал оказывать влияние на судьбу танцовщика и в дальнейшем. Именно он отговорил нетерпеливого юношу от опрометчивого шага, когда в возрасте неполных 16 лет, только что принятый Парижскую

в Оперу Дюпон, не получая желаемых партий, решил покинуть прославленный театр.

Тем не менее, известность к Дюпону пришла довольно быстро: став самым молодым танцовщиком принятым в Парижскую Оперу, уже через год он выигрывает Гран-при в младшей группе знаменитого Международному конкурсу артистов балета в Варне (Болгария; 1976 год). Франция встречает его как национального героя, после чего стремительный взлет по карьерной лестнице в Опере был уже предопределён: в декабре того же года он был продвинут в ранг «корифея», в декабре 1978 года стал «первым танцовщиком», в 1980 году получил высший статус «в табели о рангах» балетного мира — этуаль.

Дюпон сражал зрителя небывалой харизмой и техническим совершенством, имел мощную, брутальную манеру танца, при этом он обладал лёгким, зависающим прыжком, виртуозным вращением, и небывалой устойчивостью в позах. На чистоту танца при этом он обращал мало внимания, заменяя её взрывной энергетикой. «Патрик был повесой, очень плохим учеником. Он обладал особой силой, молодостью, и той аурой, которую любила публика. Он мог делать двенадцать пируэтов, но это были грязные танцы» — вспоминала о его выступлениях педагог Елена Траилина.

В Парижской Опере Дюпон танцевал со всеми знаменитыми этуалями своего времени, такими балеринами, как Сильви Гиллем, Мари-Клод Пьетрагала, Изабель Герен, Ноэлла Понтуа, Моник Лудьер. Стремительной была и его международная карьера. Он был партнером таких гранд-дам мирового балета как Доминик Кальфуни, Карла Фраччи (в «Ла Скала»), Наталья Макарова и Нино Ананиашвили (в Американском балетном театре (ABT).

После ухода из Оперы организовал свою антрепризу «Дюпон и его звезды» (куда входили такие танцовщики как Сильви Гиллем, Моник Лудьер, Фанни Гайда, Манюэль Легри, Элизабет Купер), с которой в течении двух лет гастролировал по всему миру.

С 1988 года Дюпон руководил Балетом Нанси, а в 1990 году, когда Дюпону был всего 31 год, гендиректор Парижской Оперы Пьер Берже выдвинул его на должность руководителя балета прославленной труппы — он занял этот пост вслед за Рудольфом Нуреевым и совмещал административную работу с артистической карьерой. Позже из Опера со скандалом он был уволен: танцовщика пригласили быть членом жюри Каннского кинофестиваля и во время отсутствия дирекция уволила звезду за прогулы. Но в том же 1997 году за вклад в развитие балетного искусства Дюпон был удостоен звания кавалера Ордена Почетного легиона.

На Дюпона наперебой ставили хореографы со всего мира. Джон Ноймайер называл его новым Нижинским и поставил на него балет «Вацлав». Особенно любил работать с Дюпоном Морис Бежар. Всемирно известный балетмейстер позволил танцевать своё «Болеро», создал для него балет «Саломея», но особенно неотразим танцовщик был в его балете «Курозука» (1988), где он исполнил партию паука-людоеда. Спустя несколько лет Дюпон многократно танцевал этот балет с Майей Плисецкой.

«Дюпон был избалован вниманием людей и успехом, немалое количество лет руководил балетом парижской Гранд-опера, снимался в нашумевших французских художественных фильмах, и всегда разъезжал с маленькой собачкой. Она была его дитём, внучонком, братцем, игрушкой. Много раз бурно конфликтовал с таможней или ветеринарной службой о просроченных прививках, нечетких собачьих фото в звериных паспортах, собачьих визах. И всегда безбожно опаздывал из-за этих баталий на гастрольные репетиции. К концу своей танцевальной карьеры он пристрастился к «зеленому змию» и, к ужасу менеджеров, очищал всё содержимое мини-баров в течении дня. Потом он запел. Совсем неплохо. Собрал свою рок-группу и выступал с успехом на престижных площадках. Его хитом стали русские романсы – «Очи черные», «На заре ты её не буди», «Две гитары за стеной», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Пел он их по-русски, смачно выговаривая слова» — вспоминала Майя Плисецкая в своей книге «Тринадцать лет спустя».

Танцовщик был всю жизнь неосторожен в обращении с огнем. Та же Плисецкая рассказывает в своих воспоминаниях как Дюпон спалил недавно отстроенную виллу Бежара, когда жил там по приглашению хореографа. В 2007 году его дом в Дрё тоже был уничтожен пожаром.

В последние годы жизни его вообще преследовали несчастия. В 2000-ом году Дюпон серьёзно пострадал в автоаварии. Множественные переломы заставили врачей сообщить артисту, что он больше никогда не сможет танцевать и в течение двух лет Дюпон мог жить только на морфине. Тем не менее, несмотря на вердикт врачей, артист начал понемногу заниматься со своим другом и учителем, ставшем ему вторым отцом Максом Боццони и смог вернуться на сцену: в 2003 году он с головокружительным успехом выступил в мюзикле «Воздух Парижа».

В 2004 году Дюпон познакомился с исполнительницей восточных танцев, бывшей спортсменкой, Лейлой Да Роша, которая вскоре стала спутницей жизни. Вместе они делали постановки, сочетающие классический и восточный танец. В августе 2017 года Дюпон и Да Роша объявили об открытии в Бордо танцевальной школы. В течении всей своей карьеры Дюпон часто сотрудничал с французским телевидением, а в последние два года был членом жюри телевизионного конкурса «Танцы со звёздами» на канале TF1.

Французы обожали своего танцовщика… «Сегодня утром Патрик Дюпон ушел из жизни, чтобы танцевать со звездами» – так откликнулась французская пресса на смерть артиста.

Источник: mk.ru

Похожие записи