Вирус-призрак, чипирование и ритмы свободы: питерские художники показали Москве постреализм

Вирус-призрак, чипирование и ритмы свободы: питерские художники показали Москве постреализм

На выставке «Вдали от равновесия» собрали загадочные коллажи

Наполовину прозрачная бетономешалка. Тинторетто из акварельных «лоскутков». Гигантская чипированная голова. Только на первый взгляд работы разных авторов на выставке «Вдали от равновесия» кажутся полярными. Всех участников школы «Инженеры искусства» объединяет метод — постреализм. Каждое их произведение — формула, которая пытается ответить на вопрос: какими химическими свойствами обладает разум и можно ли определить его место в Периодической таблице Менделеева? Лидеры арт-направления вышли из питерского андеграунда и за 30 лет существования арт-объединения успели поучаствовать в громких проектах таких культовых фигур, как лидер «Поп-механики» Сергей Курехин или кинорежиссер Квентин Тарантино.

Франц Родвальт показывают свою «Чипированную голову»

Фото: Мария Москвичева

На выставке в галерее Red Line есть скульптура и живопись, арт-объекты и чертежи. Каждая работа выдает свой особенный авторский стиль художника, при этом вместе они говорят на одном художественном языке, построенном по принципу школьного пособия — «Решения и ответы». Ироничный метод участники арт-объединения разрабатывают более трех десятилетий. Неформальная школа «Инженеры искусства» возникла в годы перестройки — государства и сознания — и была основана в полузаброшенном особняке Петербурга при интригующих обстоятельствах. При первой встрече художник Инал Савченков собирался поколотить соседа, облюбовавшего комнату рядом, Франца Родвальда, но в итоге предложил работать над авангардным фильмом для итальянцев. Потом было много всего — эксперименты в разных жанрах, выставки за границей и на родине. 

В 1990-х «инженеры» активно работают с видео и коллажной анимацией, сотрудничают с группами «Кино», «Колибри» и «Два самолета». Мультипликация художников демонстрируется на концертах Сергея Курехина. На музыку лидера «Поп-механики» «инженеры» создают анимационный фильм «Стрела Амура». Франц участвует в проектах режиссеров братьев Вачовски, Квентина Тарантино и Терри Гиллиама. Присоединившиеся к школе художники тоже много сотрудничают с театром и кино. Например, Сергей Еньков делает декорации для опер — «Евгения Онегина» Евгения Арье и «Бала-маскарада» Давида Ливерморе. Нынешняя выставка стала поводом подвести своеобразный итог многолетней работы. И заново осмыслить принципы метода «инженеров» — игру и коллажность — в современных условиях.

— Перед вами ритм, свойственный народному искусству. Я исследовал все национальные промыслы и понял, что они довольно абстрактные по форме, но главное — в каждом свой узор, ритм, рефрен — свобода, — рассказывает Франц, стоя у своей картины, написанной акварелью по мотивам «Тайной Вечери» мастера Ренессанса Якопо Тинторетто. Знаменитый сюжет заново сложен из разноцветных лоскутков в единое пестрое одеяло. Рисунок напоминает березовую кору, и этот лейтмотив не случаен — у Франца целая серия таких «березовых картин», где отражается русский национальный ритм. 

Ритмы тинторетто

Фото: Мария Москвичева

Вообще у художника с нестандартным для России именем и с очень русским темпераментом — необычная судьба. Его родители были поляками, и в 1936 году, в годы раскулачивания, их сослали в Казахстан, где и родился мальчик, которого нарекли Францем. «Мне было тесно в степи, и я поехал в лес на Урал после 8-го класса», — вспоминает он. В художественном училище в Кунгуре большое внимание уделялось как раз орнаментам. Там Франц освоил профессию камнереза, а после уехал в Ленинград поступать в «Муху» (Академия Штигница). Но вместе с классическим образованием получил «прививку свободы» питерского андеграунда. 

Работа Инала Савченкова

Фото: Мария Москвичева

Классические и любые другие сюжеты Франц «переводит» в цветовые ритмы, которые рефреном растекаются по полотну. Это его формула и ответ на вопрос о химических свойствах разума: сюжет здесь не главное, важнее — метод восприятия, через свободный узор. Совсем иные их совместные работы с Иналом Савченковым. Чертежи, напоминающие иллюстрации к анатомическому справочнику, представляют человеческий мозг как шкаф с ячейками, в каждую из которых можно вставить чип. Для художников — это схема со «свободными радикалами» информации, которая по-разному закладывается в голову каждого. Не случайно в центре галереи находится скульптура огромной, почти античной женской головы, куда уже встроены схемы. Самостоятельные работы Савченкова тоже как ребусы, только в другом стиле. Одни напоминают немецкий экспрессионизм, другие выполненные в стилистике советского плаката. Вот один из его игровых ребусов: женщина из эпохи оттепели держит в одной руке ключ, он и от двери, и от сердца, а в другой у нее — утюг, вилка которого должна включаться в знак вопроса… 

Еще один «инженер», новый участник группы Владислав Балаклейский, иллюстрирует метод школы с помощью скульптуры «Горящие новости». Перед нами мальчик из газет со свежим номером в руках: бежит, а пятки его горят и обугливаются (и это не фигура речи). «Стремление донести информацию ломает структуру этой информации. Когда мы на лету пересказываем новость, теряются важные связующие частицы, информация расплескивается и превращается в бессмысленный уголек», — объясняет автор. Его скульптура — тоже коллаж — из газет и смыслов, которые скорость лишает сути. Важна не сама суть информации, а то, как наш мозг ее обрабатывает, утверждает художник вслед за своими собратьями по арт-группе.

Вирус-призрак. Сергей Еньков.

Фото: Мария Москвичева

Живописные работы другого участника Сергея Енькова напоминают комиксы в стиле экспрессионизма, но и в них главное — «монтажный» метод. Художник тасует, как карты, игровые сюжеты, и каждый — со своим абсурдным внутренними ритмом и динамикой. Герои похожи на инопланетян с желтыми черепами. Один дирижирует — этого фантастического персонажа в смокинге товарищи по школе называют «вирусом-призраком». Другие следят на НЛО, летающим над коровой на желтом поле… 

Работа Александра Петлюры

Фото: Мария Москвичева

К выставке петербуржцев присоединился и один москвич — художник Александр Петлюра. Он принес в галерею бетономешалку, найденную на помойке и превращенную в арт-объект. Наполовину она прозрачная, другая часть — из «глухого» материала. И это тоже монтаж и игра — в материалы и смыслы. Коллаж — как способ восприятия — весьма актуален для современного цифрового общества, существующего в ритме, далеком от равновесия.

Источник: mk.ru

Похожие записи