Венгерову и Плетневу в Дубае хлопали ногами

Венгерову и Плетневу в Дубае хлопали ногами

Так публика в ОАЭ встретила сочинения русского композитора-математика, сыгранные звездами классической музыки

Дубай. Город всего самого-самого. Здесь находится самая высокая башня в мире и самый необъятный молл. Здесь самые невероятные небоскребы и самые безлюдные улицы (из-за 40-градусной жары). Волею случая именно здесь – причем, благодаря пандемии – собрались самые-самые музыканты со всего мира, среди которых больше всего наших соотечественников. Максим Венгеров, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Александр Сладковский выступали в финале юбилейного фестиваля InСlassica, который впервые прошел в ОАЭ. Как принял восточный техноград музыку с русским акцентом, почему здесь хлопают ногами и можно ли ходить в концерты в мини, узнал «МК».

Алексей Шор с музыкантами.

Громкий ритмичный стук каблуков по трибунам, напоминающий барабанную дробь. Крики «Браво!» на всех языках. И протяжные возгласы: «Ю-у-хууу». Реакция интернациональной публики на выступления звезд классической сцены скорее походила на восторг спортивных фанатов после победы любимой команды. Кажется, на наших глазах в Дубае рождается новая местная традиция – хпопать ногами. И причина тому – как сами герои сцены, а все это исполнители с мировыми именами, так и само место. Финал фестиваля InСlassica состоялся на стадионе-трансформере, расположенном близ самого высокого здания в мире – небоскреба Бурдж-Халифа (828 м). Спортивную арену по соседству на 45 тыс. кв. метров приспособили под выступление музыкантов, выгородив сцену деревянными перегородками и подвесив над ней акустические панели. Звук тут, конечно, не тот, что в Дубайской опере, где стартовал фестиваль, но только здесь стал возможен столь яркий зрительский перформанс (трибуны полые и срабатывают от ударов ног как барабан).

– Арена – необычный зал для классической музыки. Музыканту не просто в такой акустике, но мы оживили этот зал. И я рад, что именно здесь проходит фестиваль, в городе, где происходит большой технологический подъем, а теперь и культурный, где живет более 200 национальностей, – это новый мир, здесь будущее, – сказал «МК» после выступления один из хедлайнеров события Максим Венгеров, которого многие считают самым виртуозным скрипачом современности.

  Русский музыкант, давно живущий в Испании, в финале фестиваля играл вместе Российским национальным оркестром (РНО) «Музыкальное приключение» – программу с морским настроением, созвучную атмосфере крупнейшего города Эмиратов, расположенному на берегу Персидского залива. «Цыганка» Равеля, «Медитация» из оперы «Таис» Массне, нетленная 2-я симфония Рахманинова, и сочинение современного композитора, резидента фестиваля, Алексея Шора под названием «Морские пейзажи» создали романтическую обстановку, и публика в ответ окунула музыкантов в нестандартные овации. Кстати, Максим припомнил, что в северной Германии и в Голландии бывает, что «хлопают ногами», но местная публика, очевидно, дошла до такого ритуала сама. 

Дубайская публика.

Кстати, о зрителях – наблюдать за «восточной публикой» не менее интересно, чем слушать звезд классической музыки. Говорят Восток – подразумевают строгие правила, представляют шейхов в белых халатах (в ОАЭ их называют кандурой) и женщин в черной парандже. В Дубае таких легко встретить в разных местах (и, да, здесь живут по законам шариата), при этот не меньше в городе людей европейского вида, одетых, иной раз, весьма вольно (наряды некоторых местных модниц и в России сочли бы чересчур откровенными). По зрителям фестиваля InСlassica можно судить, насколько разнообразна культура и люди передового мегаполиса, который вырос на месте рыбацкой деревушки за полвека. Зрительницы появлялись на концертах в вечерних платьях в пол и спортивных костюмах, мини-юбках и глубоких декольте и паранджах, скрывающих все, кроме глаз. И никто друг на друга косо не смотрит – здесь, кажется, привыкли к разнообразию. В антракте можно было услышать русскую, французскую, немецкую, английскую и даже японскую речь. Меньше всего среди публики как раз арабов. «Они больше любят свою национальную музыку и кухню, здесь в музыкалку или художку не отдают с детства, как у нас, другое воспитание. Зато остальным жителям интересны разные культурные события, тем более, что по улицам особо не погуляешь из-за жары», – объяснила мне переводчица Надя, которая живет в Дубае уже 8 лет.  

Даниэль Лозакович и Михаил Плетнев.

А программу фестиваль InСlassica и впрямь подготовил сногсшибательную – концерты растянулись с середины августа до конца сентября. Хотя предполагалось, что юбилейный десятый смотр пройдет на Мальте в апреле, как было все годы его существования. Но пандемия нарушила планы, и в последний момент пришлось изменить даты и локацию. Кажется, оно и к лучшему. Впервые на музыкальный смотр собрал столько молодых талантов. На конкурс молодых пианистов, предварявший фестиваль, приехали 70 исполнителей из 20 стран, победителем вышел русский музыкант – Мирослав Култышев, второе место – Виктор Маслов, а третье досталось кореянке Су Джин Ча. Впервые он собрал настоящую «обсерваторию» звезд классической музыки: фест открылся концертом 11-кратного номинанта «Грэмми», канадского пианиста Марка-Андре Амлена, а это уже о многом говорит. 

В супер-финале смотра блистал Михаил Плетнев. В первые вечер он играл на пианино сочинения Вагнера и Шора, и сорвал громогласные овации. Его трижды вызывали на бис. В следующий вечер Плетнев уже стоял за дирижерским пультом, а солировал 20-летний скрипач Даниэль Лозакович. Юноша, рожденный в Стокгольме в семье эмигрантов из стран СНГ, уже не первый год выступает с ведущими музыкантами мира, и вполне успешно. Есть в нем еще неуверенность и мандраж, но играет он технично и, что называет, на разрыв. Зрители долго не отпускали музыкантов после их выступления – «ногоплескали» минут десять, так что Дэниэль сыграл для публики Баха без сопровождения оркестра, соло. Каждый день здесь звучали «первые скрипки», а апофеозом события стал концерт пианиста Дениса Мацуева с Российским национальным оркестром, которым дирижировал Александр Сладковский. Рахманинова и Чайковского в их исполнении принимали опять же «на ура».

Но, заметим, этот вечер был чуть ли не единственным, когда звучала только хрестоматийная классика. Почти каждый день в течение фестиваля играли сочинения Алексея Шора, который до недавнего времени был скромным математиком. Меньше 10 лет назад одну из его партитур, которые он писал «в стол», случайно увидел и затем сыграл известный американский альтист Дэвид Аарон Карпентер. Запись собрала сотни тысяч просмотров, и выпускник мехмата московского МГУ стал открытием музыкальной сцены. Где его легкую музыку потом только не играли!.. Самая громкая премьера – балета «Хрустальный дворец» – прошла на сцене Кремлевского дворца четыре года назад. Как раз тогда, в 2017-м, Алексей стал резидентом фестиваля InСlassica, и является им по сей день – его музыка задает тон этому событию. Его воздушные сочинения, кажется, соединяют мотивы из разной классики (от Баха и Гершвина до Прокофьева и Чайковского), но замешивают их новый оригинальный коктейль. Своим разнообразием, смешением традиционного и инновационного, она походит на дубайскую публику, которая, пожалуй, и стала главным героем юбилейного фестиваля.

Источник: mk.ru

Похожие записи