Джоан Борстен вернулась в США, имея приглашение министра культуры РФ
На 43-м Московском международном кинофестивале (ММКФ) состоялась премьера документального фильма «История Олега Видова» о советско-американском актере, известном по картинам «Всадник без головы», «Сказка о царе Салтане», «Ватерлоо», «Джентльмены удачи». Американцы называли его советским Робертом Рэдфордом. Документальная лента о нем никогда бы не появилась на свет, если бы не энтузиазм вдовы – американской журналистки Джоан Борстен.
Кадр из фильма «Олег». Фото: пресс-служба ММКФ.
Олега Видова не стало в мае 2017 года. Он скончался в Калифорнии на 74-м году жизни после многолетнего онкологического заболевания. Джоан собрала команду для создания фильма, в которой много людей с русскими корнями. Она сама очень стремилась приехать в Москву и представить фильм, но по независящим от нее обстоятельствам вынуждена была вернуться в США из Стамбула, откуда должна была вылететь в Россию.
Джоан планировала не только поучаствовать в ММКФ, но и передать историку моды Александру Васильеву ковбойские шляпу и сапоги Олега Видова для музея. Все документы были в порядке, но из Стамбула в Москву, как оказалось, могли вылететь только граждане РФ.
Как рассказывает друг Джоан — адвокат, поэт и знаток Пушкина, живущий на два города – Москву и Нью-Йорк, — Джоан оказалась жертвой политики и разногласий между президентами России и Турции. По его словам, она уже поднималась по трапу на борт, чтобы лететь в Москву, предъявила приглашение министра культуры России, сертификат о вакцинации, кучу всяких бумаг и услышала в ответ, что они никого не интересуют.
Так что на премьере в Москве не было никого из непосредственных авторов картины «Олег», которую у нас назвали «История Олега Видова». От имени Джоан зачитали послание, в котором она объясняла, почему не может быть с нами, рассказала о себе и своем муже: «Я прожила с Олегом 32 года. Женаты мы были 28 лет. Я сняла этот фильм, чтобы почтить его память и отдать дань уважения поклонникам его таланта, которые любили его, не смотря ни на что. Вы сделали его звездой. Вы приезжали на его публичные выступления по всему СССР, когда из-за страшного развода его больше не приглашали сниматься в кино. Прибыв в США в 1985 году, в одном из первых своих интервью, он решил объяснить, почему пришлось покинуть свою любимую страну».
Режиссером фильма стала документалистка Надя Тэсс (урожденная Надежда Ташевская). Она родилась в Австралии, теперь живет в США. Ее бабушка и дедушка родом из Царицына (нынешнего Волгограда), который покинули во время революции. Надя Тэсс выросла на русских сказках и русской поэзии.
Музыку к фильму написал Андреа Гуэрра – сын знаменитого сценариста Тонино Гуэрры, работавшего с Андреем Тарковским и Андреем Хржановским. За кадром мы слышим англоязычный текст от лица Видова, который произносит американский актер российского происхождения Коста Ронин. Он родился в Калининграде, в юном возрасте переехал с матерью в Новую Зеландию, а потом в Австралию. Теперь живет в США. Он снимался в фильмах «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, сериалах «Готэм» и «Родина». По-английски Коста Ронин говорит с легким акцентом, и это то, что надо в данном случае, хотя его голос не совсем похож на голос Видова.
Олег Видов в Малибу.
Фото: Светлана Хохрякова
Повествование в фильме идет с детских лет героя. Рассказано, как он поступал во ВГИК, участвовал в строительстве Останкинской башни и грезил о кино. На вступительных экзаменах рассказал, что строит московскую телебашню. Годы спустя, Видова отчислят из института, поскольку сниматься в кино студентам не разрешали, а он нарушил это правило.
Подробно говорится о том, как складывалась его карьера в СССР и Европе, где он снимался, а потом уехал туда, женившись на югославке. Съемкам за рубежом предшествовали инструктажи в ЦК КПСС. Советскому актеру приходилось подписывать бумаги о том, что он не будет вступать в контакты с зарубежными женщинами.
Фильм «Олег» снят в расчете на американскую аудиторию, поэтому понадобились комментарии о жизни в СССР, пояснения, без которых зарубежный зритель многое не поймет.
В картине Габриэля Акселя Видов снимался обнаженным, после чего некоторые возмущались: «как можно быть без штанов в капиталистическом мире».
В картине Нади Тэсс прозвучит фраза Видова: «Я был вне политики, но политика заинтересовалась мной».
В «Олеге» рассказано, как Видов совершил побег из Югославии в Австрию. Ему просто повезло. В тот день пограничники потеряли бдительность из-за того, что шел футбол. Потом было знакомство с Джоан и переезд в США, работа в Голливуде, съемки в «Красной жаре» с Арнольдом Шварценеггером.
Джоан и Олег занимались продвижением советской мультипликации в разных странах, за что у нас их клеймили. Юрий Норштейн не только дал интервью специально для картины, но и оценил их деятельность в этой сфере.
В Москве вскоре издадут воспоминания Олега Видова, над которыми он работал три года, но так и не завершил из-за болезни. «Он хотел, чтобы вы знали правду, чтобы можно было положить конец серии лживых статей, — объясняет Джоан. — Я сама была журналистом и много лет занималась расследованиями. Олег составил список людей, чтобы мы могли закончить его автобиографическую книгу. Я взяла интервью у 77 человек из 11 стран, говорящих на русском, сербском, английском, немецком, испанском и датском языках. Мы успели встретиться не менее, чем с пятью его коллегами, которые вскоре ушли из жизни. Среди них — Владимир Андреев, сербская актриса Милена Дравич, снявшаяся с Олегом в югославском фильме «Битве на Неретве», югославская жена Олега Верица Йованович, которая помогла ему легально выехать из СССР».
Видов женился на ней в 1983 году. В фильме Верица рассказывает, что фиктивного брака не хотела. Олег ей нравился, но она его отпустила, понимая, что любви нет.
О Видове вспоминает кинорежиссер Александр Митта, у которого он снимался с японской актрисой Камахи Курихара в фильме «Москва, любовь моя». Митта говорит, что ни у кого не было такой внешности: «На него заглядеться можно было».
Владимир Андреев даст свою оценку: «Красивый, но не понимающий, что он красив». Уже на Западе Олег Видов хотел сделать пластическую операцию, поскольку все время приходилось слышать в свой адрес: «Ты не русский, а скандинав».
Британский режиссер Карел Рейш хотел снимать Видова в роли Есенина. Айседору должна была сыграть Ванесса Редгрейв. Она и снялась в картине «Айседора». А вот Видова из СССР не выпустили. Режиссеру советские чиновники ответили, что актер болен и не сможет участвовать в съемках.
На экране мы видим сыновей Видова – живущего в США Сергея и москвича Славу (это сын от Натальи Федотовой, которая была подругой Галины Брежневой, и с которой связано много таинственного в жизни Олега Видова).
Любопытно, что на показ ММКФ пришел незнакомец, как две капли воды похожий на Олега Видова. На вопрос, не сын ли он актера, был ответ: «Нет. Просто мы похожи. Я пришел сюда, потому что интересно. Как вам фильм? Не показалось, что Олег Видов выглядит так, словно он только и делал, что использовал женщин в своих интересах?».
Источник: mk.ru