Вдову Олега Видова не пустили в Москву на премьеру фильма о муже

Вдову Олега Видова не пустили в Москву на премьеру фильма о муже

Джоан Борстен вернулась в США, имея приглашение министра культуры РФ

На 43-м Московском международном кинофестивале (ММКФ) состоялась премьера документального фильма «История Олега Видова» о советско-американском актере, известном по картинам «Всадник без головы», «Сказка о царе Салтане», «Ватерлоо», «Джентльмены удачи». Американцы называли его советским Робертом Рэдфордом. Документальная лента о нем никогда бы не появилась на свет, если бы не энтузиазм  вдовы – американской журналистки  Джоан Борстен.

Кадр из фильма «Олег». Фото: пресс-служба ММКФ.

Олега Видова не стало в мае 2017 года. Он скончался  в Калифорнии на 74-м году жизни после многолетнего онкологического заболевания.  Джоан  собрала команду для создания фильма, в которой много людей с русскими корнями. Она сама очень стремилась приехать в Москву и представить фильм, но   по независящим от нее обстоятельствам вынуждена была вернуться в США из Стамбула, откуда должна была вылететь  в Россию.

Джоан планировала не только поучаствовать в ММКФ, но и передать историку моды Александру Васильеву ковбойские шляпу и сапоги Олега Видова для музея.   Все документы были в порядке, но из Стамбула в Москву, как оказалось,  могли вылететь только граждане РФ.

Как рассказывает друг Джоан —  адвокат, поэт и знаток Пушкина, живущий на два города – Москву и Нью-Йорк, — Джоан оказалась жертвой политики и  разногласий между президентами России и Турции. По его словам, она уже поднималась по трапу на борт,  чтобы лететь в Москву, предъявила приглашение министра культуры России, сертификат о вакцинации, кучу всяких бумаг и услышала в ответ,  что они никого не интересуют.

Так что на премьере в Москве не было никого из непосредственных авторов картины «Олег», которую у нас назвали «История Олега Видова». От имени Джоан зачитали послание, в котором она объясняла, почему не может быть с нами, рассказала о себе и своем муже: «Я прожила с Олегом 32 года. Женаты мы были 28 лет. Я сняла этот фильм, чтобы почтить его память и отдать дань уважения поклонникам его таланта, которые любили его, не смотря ни на что. Вы сделали его звездой. Вы приезжали на его публичные выступления по всему СССР,  когда из-за страшного развода его больше не приглашали сниматься в кино. Прибыв в США в 1985 году, в одном из первых своих интервью,  он решил объяснить, почему  пришлось покинуть свою любимую страну».

Режиссером фильма стала документалистка Надя Тэсс (урожденная Надежда Ташевская). Она родилась в Австралии, теперь живет  в США. Ее бабушка и дедушка родом из  Царицына (нынешнего Волгограда), который покинули во время революции. Надя Тэсс  выросла на русских сказках и русской поэзии.  

Музыку к фильму написал Андреа Гуэрра – сын знаменитого сценариста Тонино Гуэрры, работавшего с Андреем Тарковским и Андреем Хржановским. За кадром  мы слышим англоязычный текст от лица Видова, который произносит американский актер российского происхождения Коста Ронин. Он родился в Калининграде, в юном возрасте переехал с матерью в Новую Зеландию, а потом в Австралию. Теперь живет в США. Он снимался в фильмах «Однажды  в… Голливуде» Квентина Тарантино, сериалах «Готэм» и «Родина». По-английски Коста Ронин говорит с легким акцентом, и это то, что надо в данном случае, хотя его голос не совсем похож на голос Видова.

Олег Видов в Малибу.

Фото: Светлана Хохрякова

Повествование в фильме идет с детских лет героя. Рассказано, как он поступал во ВГИК, участвовал в строительстве Останкинской башни и грезил о кино. На вступительных экзаменах рассказал, что строит московскую телебашню. Годы спустя, Видова отчислят из института,  поскольку  сниматься в кино студентам не разрешали, а он нарушил это правило.

Подробно говорится о том, как складывалась его карьера  в СССР и Европе, где он снимался, а потом уехал туда, женившись на югославке. Съемкам за рубежом предшествовали инструктажи в ЦК КПСС. Советскому актеру   приходилось подписывать бумаги о том, что он  не будет вступать в контакты с зарубежными женщинами.  

Фильм «Олег» снят в расчете на американскую аудиторию, поэтому понадобились комментарии о жизни в СССР, пояснения, без которых зарубежный зритель многое не поймет.

В картине Габриэля Акселя Видов снимался обнаженным, после чего некоторые возмущались: «как можно быть без штанов в капиталистическом мире».

В картине Нади Тэсс прозвучит фраза Видова: «Я был вне политики, но политика заинтересовалась мной».

В «Олеге» рассказано, как Видов совершил побег из Югославии в Австрию. Ему просто повезло. В тот день пограничники потеряли бдительность из-за того, что шел футбол. Потом было знакомство с Джоан и переезд в США, работа в Голливуде, съемки  в  «Красной жаре» с Арнольдом Шварценеггером.

Джоан и Олег  занимались продвижением советской мультипликации в разных странах, за что у нас их клеймили. Юрий Норштейн не только дал интервью специально для картины, но и оценил их деятельность в этой сфере.

В Москве вскоре издадут воспоминания Олега Видова, над которыми он работал три года, но так и не завершил из-за болезни.  «Он хотел, чтобы вы знали правду, чтобы можно было положить конец серии лживых статей, — объясняет Джоан. —  Я сама была журналистом и  много лет занималась расследованиями. Олег составил  список людей, чтобы мы могли закончить его автобиографическую книгу.  Я взяла интервью  у 77 человек из 11 стран, говорящих на русском, сербском, английском, немецком, испанском и датском языках.  Мы успели встретиться не менее, чем с пятью его коллегами,  которые вскоре ушли из жизни. Среди них  — Владимир Андреев, сербская актриса Милена Дравич, снявшаяся  с Олегом   в югославском фильме «Битве на Неретве», югославская жена Олега Верица Йованович,  которая помогла ему легально выехать из СССР».

Видов женился на ней в 1983 году.  В фильме Верица рассказывает, что фиктивного брака  не хотела. Олег ей нравился, но она его отпустила, понимая, что любви нет.

О Видове вспоминает кинорежиссер Александр Митта, у которого он снимался с японской актрисой Камахи Курихара в фильме «Москва, любовь моя».  Митта говорит, что ни у кого  не было такой внешности: «На него заглядеться можно было».

Владимир Андреев даст свою оценку: «Красивый, но не понимающий, что он красив». Уже на Западе Олег Видов хотел сделать пластическую операцию, поскольку все время приходилось слышать в свой адрес: «Ты не русский, а скандинав».

Британский режиссер Карел Рейш хотел снимать Видова в роли Есенина. Айседору должна была сыграть Ванесса Редгрейв. Она и снялась в картине «Айседора». А вот Видова из СССР не выпустили. Режиссеру советские чиновники ответили, что актер  болен и  не сможет участвовать в съемках. 

На экране мы видим сыновей Видова – живущего в США Сергея и москвича  Славу (это сын от Натальи Федотовой, которая была подругой Галины Брежневой, и с которой связано много таинственного  в жизни Олега Видова).

Любопытно, что на показ ММКФ пришел незнакомец, как две капли воды похожий на Олега Видова. На вопрос, не сын ли он актера,  был ответ: «Нет. Просто мы похожи. Я пришел  сюда, потому что интересно. Как вам фильм? Не показалось, что Олег Видов выглядит так, словно он только и делал, что  использовал женщин в своих интересах?».  

Источник: mk.ru

Похожие записи