ПОСЛЕДНЕЕ
В Венеции показали посмертный фильм Ким Ки Дука, снятый в Киргизии

В Венеции показали посмертный фильм Ким Ки Дука, снятый в Киргизии

Русскоязычная комедия про виагру представлена на фестивале Казахстаном

Премьера картины «Призыв божий» южнокорейского режиссера Ким Ки Дука, не дожившего до 60 лет и мистически скончавшегося в декабре 2020-го в Риге от ковида, состоялась на 79-м Венецианском кинофестивале. Снят фильм на русском языке. А проходил его показ в том же зале, где в 2016-м сам великий и ужасный Ким представлял картину «Сеть» о рыбаке, оказавшемся между Южной и Северной Кореей.

Команда фильма «Отель «У погибшего альпиниста»: актеры Жанель Сергазина, Абулай Маратов и звукорежиссер из Непала Сангам Панда.

Фото: Светлана Хохрякова

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком обращении на съемках «Пьеты», получившей в 2012 году в Венеции «Золотого льва». В 2019-м Ким Ки Дук возглавлял жюри ММКФ, после чего остался в Москве, посещал кинопоказы и светские мероприятия, из-за чего над ним даже подсмеивались. Русский язык он так и не выучил, хотя снимал на нем свое кино. Потом Ким Ки Дук перебрался в Казахстан, снял там фильм «Растворяться», позднее жил и работал в Эстонии, пока не исчез. Оказалось, что хотел купить дом в Юрмале, получить в Латвии вид на жительство. Почему-то поехал туда один, не владея никакими иностранными языками, попал в больницу. Связь с ним оборвалась. И только настойчивость эстонских коллег ускорила запоздалое известие о смерти.

Теперь эстонский продюсер Артур Вебер, известный по номинировавшемуся на «Оскар» фильму «Мандарины», представлял «Призыв божий» в Венеции. «Я был бы рад не стоять сегодня на этой сцене, — сказал он. — Здесь должен был стоять Ким Ки Дук. Картину он успел снять, сделать первый монтаж. Она была с рабочим звуком. Пришлось ее переозвучивать. Он впервые снимал черно-белый фильм, но тут еще были сложности с цветокоррекцией. Так что нам пришлось сделать фильм черно-белым. Литовский режиссер Аудрюс Юзенас помог сделать окончательный монтаж. Наверное, Ким Ки Дук поругал бы нас, если бы увидел эту картину. «Главное в фильме — это его история», — говорил он. В 2020-м мы готовились к съемкам его нового фильма. У нас готова документальная картина «Ким Ки Дук doc» о его последнем лете и осени, о том, как работал над картиной, которую начал снимать в Эстонии».

«Призыв божий» снимался в Киргизии, а в его производстве официально принимали участие еще Эстония и Литва, хотя круг стран-участниц гораздо шире. Главные роли исполнили киргизский актер Абулай Маратов, у которого в день премьеры был день рождения, и казахстанская актриса Жанель Сергазина. Музыку написал советский и эстонский композитор Свен Грюнберг, известный по фильму «Отель «У погибшего альпиниста», прекрасной эстонской анимации. На картине работал звукорежиссер из Непала Сангам Панда, специально приехавший на премьеру и добавивший экзотики своим необычным одеянием. Абулай Маратов рассказал, как работал с Ким Ки Дуком: «Находить с ним общий язык было легко. На площадке работал переводчик, но когда его не было, нам хватало языка эмоций. Мастер Ким мог все объяснить и без слов. Он был открытым человеком». Для Жанель это первый визит в Венецию, первая главная роль и первый режиссер в большом кино, как она сказала. «Работать с ним одно наслаждение, — говорит актриса. — Он жил только кино и открыл этот мир, то, что происходит за кулисами. А я просто следовала за ним, наблюдала. Я верю, что сегодня мастер был с нами».

Если не знать, что это фильм Ким Ки Дука, то можно сразу и не догадаться, хотя потом его персональные сигналы угадываются. Снимая вдали от родины, Ким Ки Дук остался верен себе, хотя странно слышать русскую речь с экрана. Молодой человек по имени Даниэль знакомится на улице с красивой девушкой. Она помогает ему найти кафе под названием «Сон». У него будет повод проявить смелость и ловкость, когда какой-то парень выхватит сумку у девушки. Вечером герои встречаются. Все романтично и красиво, хотя девушка странная. А он — писатель, автор книги «Любовь — это сон». Но все не так линейно, как может показаться. Девушка видит сны, и все, что в них случается, потом происходит и в ее реальной жизни. Сон в любой момент можно прервать, чтобы ничего подобного не повторилось в материальном мире. Прекрасно начавшееся знакомство превращается в мучительную совместную жизнь. Пара дает странный обет. Он не должен смотреть на других женщин и разговаривать с ними, а она — с другими мужчинами. Но гнилая ревность возлюбленной, как назовет ее Даниэль, не знает предела, она даже приведет к гибели его прежней пассии. Но ничто не помешает адским любовникам целоваться у могилы их несчастной жертвы. Любовь в какой-то момент станет омерзительной, как это почти всегда бывает у Ким Ки Дука, и сопряжена она с садомазохизмом и садизмом. Грубые диалоги на русском языке вызывают оторопь. Все названо своими именами: я не хотела, чтобы твой язык попал в рот другой женщины, а твой алый пенис вонзился в ее тело. Съемочная группа принесла в зал реквизит фильма — деревянную чашу-лоно, в которую вонзается банан.

В том же зале несколькими днями раньше в секции Biennale College Cinema показали еще одну картину на русском языке — казахстанскую комедию про виагру «Горный лук» Эльдара Шибанова, снятую в духе Бахтиёра Худойназарова, чья дебютная картина «Брат» участвовала в программе «Венецианская классика», только без его тонкого юмора и сказочности. Молодая семья живет в степи, переезжая с места на место в фургончике. Папа — сторонник здорового образа жизни и чистоты экологии. Он покидает город, как когда-то это сделали родители режиссера, отправившись после свадьбы жить на Сахалин. Папа в «Горном луке» еще и импотент, а авторитарная мама из-за этого встречается с чужим дядей-дальнобойщиком. Дети предоставлены сами себе, торгуют диким степным луком на трассе. 11-летний Джабай самостоятельно добирается до Китая, чтобы добыть заветное средство «Золотая виагра» для мужского здоровья отца. Понятно, что это насмешка над гендерными стереотипами, но сделано все не так легко и изящно, как могло быть, местами банально и пошло.

Источник: mk.ru

Похожие записи