ПОСЛЕДНЕЕ
В Третьяковке рассказали историю Кузбасса в искусстве

В Третьяковке рассказали историю Кузбасса в искусстве

«Для человека 30-х годов индустриальные постройки были вроде полета в космос»

В Третьяковской галерее открылась выставка «Даешь Кузбасс», приуроченная к 300-летию одного из главных промышленных центров России. На выставке собрали индустриальное искусство – от 1930-х годов до наших дней. По картинам и рисункам можно понять не только то, как развивалась угольно-металлургические базы и как сложно было строить многочисленные заводы Кузбасса (они буквально покоятся на костях), но и судить о развитии индустриального искусства.

Фото: Мария Москвичева

  Открывают выставку большие портреты современного художника Ильи Гапонова, изображающие шахтеров. Мы можем заглянуть им прямо в глаза – увидеть в них усталость и искренность, которая бывает только после тяжелого физического труда, который, как ритуал очищения, убирает все наносное и выдуманное. Честность – вот, что подкупает в этих образах. Все индустриальное искусство рассказывает о повседневной жизни простых тружеников, хоть и было в советское время пропитано ура-патриотическими идиомами и часто изобиловало клише. Надо сказать, что на выставке удалось избежать штампов. Центральным экспонатом стало монументальное полотно Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса», созданное художником после командировки в Прокопьевск на один из крупнейших рудников. Украинский мастер после окончания Одесского художественного училища продолжил образование в Париже, где работал по-соседству с Марком Шагалом. И в его живописи, даже в портретах рабочих, чувствуется парижская школа. После путешествия в Прокопьевск он создал триптих, но на выставке удалось представить только центральную часть работы. Специально для проекта давно забытое полотно отреставрировали. Перед нами рабочие, которые идут в рудники. Они просто делают свое дело, в их лицах нет грусти или радости. Эта картина 1937 года созвучна соседним полотнам, созданным в «суровом стиле» спустя 30 лет. Чуть позже, в 1970-х, манера изображения рабочих во всей суровости повседневных трудов станет общим местом, но эти картины еще вне шаблона. Это новый для того времени взгляд на реальность – без прикрас.   

Индустриальная графика

Фото: Мария Москвичева

  В экспозиции вообще не много известных имен, есть художники Сибири, которые не понаслышке знали, что такое повседневный труд рабочего. В их работах много геометрии, холодных тонов и жизненных сюжетов. Чего стоит серия графических черно-белых работ тушью разных авторов, показывающих индустриальные пейзажи и лица людей во всей своей простоте и сложности. 

    Заглавной работой выставки, однако, стал плакат именитого мастера – Александра Дейнеки. «Даёшь Кузбасс!» вынесен на афишу выставки. Плакат очень редкий, его в единственном экземпляре нашли в Российской государственной библиотеке. Графика изображает армию рабочих на фоне фантастических индустриальных построек. 

«Даёшь Кузбасс!», А. Дейнека.

Фото: Мария Москвичева

  –   Для человека 30-х годов подобные сооружения были вроде полета в космос. Настоящая фантастика. Завод, изображенный здесь, строили рекордными темпами – за тысячу дней. Трудились в основном заключенные. Они строили будущее. Преобразование мира было щедро оплачено  жизнями тысяч людей. Этот плакат стал символом выставки, – рассказывает куратор проекта Сергей Фофанов.

Фото: Мария Москвичева

   Ценность экспозиции в том, что ее основу составили произведения из Музея изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецкого художественного музея. Многие авторы стали открытием для столичной публики. Выставку дополнили работами из фондов Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного центрального музея современной истории России, РГБ и Третьяковской галереи. А также включили сюда совсем свежие вещи – например, индустриальный пейзаж Павла Отдельнова, современного художника, регулярно обращающегося к промышленной теме. В его сегодняшнем взгляде чувствуется преемственность традиции. Но индустриальное махины теперь смотрятся иначе – не как фантастическое будущее, а как фантастическое прошлое. Куда, несомненно, хочется совершить путешествие.

Фото: Мария Москвичева

После окончания экспонирования выставки в Москве, проект поедет в Кузбасс. И там, уверен Сергей Фофанов, он будет воспринят иначе, ведь если для столичной публики это экскурс в «прекрасное далеко», то там это жизнь «здесь и сейчас».

Источник: mk.ru

Похожие записи