В Москве открылась выставка о Николае Гумилёве

В Москве открылась выставка о Николае Гумилёве

«Изысканный жираф» в музее Цветаевой

Московский музей Марины Цветаевой выступил площадкой для выставки «Поэт с историей», посвященной двум юбилеям классика русской поэзии Серебряного века Николая Гумилева: 135-летию его рождения и 100-летию гибели.

Фото: Пресс-служба Дома-музея Марины Цветаевой.

«Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне».

Такими строками оплакивала трагическую потерю супруга Анна Ахматова в своем бессмертном «Реквиеме».

Материальной основой экспозиции стали предметы из собрания принимающего музея, Российской государственной библиотеки, реликвии из частных коллекций, архивные документы и материалы, предоставленные музеем Ахматовой в Фонтанном доме и Институтом российской литературы РАН.

В беседе с Марией Степановой, старшим научным сотрудником Дома-музея Цветаевой, корреспондент «МК» выяснил, что название выставки отсылает нас к известной статье Марины Ивановны, где она разделяет собратьев по перу на тех, у кого есть история, то есть развитие, и на «чистых лириков», появляющихся на свет с уже готовой душой. Мероприятие отразило не просто отрезок существования человека, но трудный путь самосовершенствования, дорогу Гумилева «к Солнцу от червя». Примечательно, что главной композиционной идеей выставки стал метафорический коридор дней жизни поэта, взятый из его стихотворения «Вечное». И одновременно — устройство месопотамского Зиккурата, культового сооружения древности, символизирующего мост между небом и землей.

Фото: Пресс-служба Дома-музея Марины Цветаевой.

Пять разделов отразили ключевые этапы судьбы литератора: борьбу с литературной богемой, борьбу за женские сердца (Гумилев, по воспоминаниям современников, постоянно был влюблен и вообще пользовался успехом у женщин), его путешествия в «земной рай» — Африку. И исполненные драматизма этапы пребывания на фронте (где Гумилев дважды удостоился Георгиевского креста), и сражение в последние годы с личным забвением. Продолжившееся и после смерти, в течение 70 лет существования советской системы, обвинившей тонкого лирика и гениального философа в «контрреволюционной деятельности» и расстрелявшей его.

Фото: Пресс-служба Дома-музея Марины Цветаевой.

Концентрация бесценных артефактов на квадратный метр выставочной площади в музее неподалеку от Нового Арбата просто зашкаливает. Мы смогли увидеть письмо Ахматовой к мужу от 17 июля 1914 года (созданное в дни вступления России в Первую мировую войну), фотографии их сына Льва Гумилева и миниатюрные игрушки мальчика. А также автографы Гумилева на авторских книгах, подаренных Анне Андреевне и Иннокентию Анненскому. Или такую безделушку, как купленная членом Российского географического общества Николаем Носовым в Аддис-Абебе уже в наши дни фигурка жирафа. Как знать, может быть, того самого, воспетого Гумилевым:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Фото: Пресс-служба Дома-музея Марины Цветаевой.

Источник: mk.ru

Похожие записи