ПОСЛЕДНЕЕ
В Екатеринбурге завершились съемки фильма про коммуникационный сбой между близкими людьми

В Екатеринбурге завершились съемки фильма про коммуникационный сбой между близкими людьми

Режиссер Светлана Филиппова шагнула из анимации в полнометражное игровое кино

Светлана Филиппова — художник, график, аниматор. Ее удивительно чувственные и авторские мультфильмы «Три истории любви», «Ночь пришла», «Сказка Сары», «Где умирают собаки», «Брут», «Митина любовь», «Ба» награждены на многих отечественных и международных фестивалях. В декабре в Екатеринбурге завершились съемки ее дебютного игрового фильма «Лиссабон». Редко кто из аниматоров делает такой выбор.

Степан Харченко с режиссером Светланой Филипповой. Фото — Антон Шемятихин.

Изначально фильм назывался «С шумом и яростью». Сразу же возникали ассоциации с романом Уильяма Фолкнера «Шум и ярость», вспоминалось филологическое прошлое Светланы, окончившей соответствующий факультет Казахского университета в Алма-Ате. Только потом она приехала в Москву, поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, училась у Хитрука, Норштейна, Назарова, Хржановского.

Режиссер Светлана Филиппова.

Фото: Из личного архива

Сейчас идет монтаж ее фильма, работа над звуком и музыкой с композитором Андреем Карасевым, работавшим до этого на «Овсянках», «Ангелах революции», «Последней «Милой Болгарии» Алексея Федорченко. Светлана Филиппова рассказала «МК» о том, как рождался замысел ее фильма, и о смене названия.

— Все началось лет семь назад. История собиралась постепенно из заметок, впечатлений, каких-то отрывочных мыслей. Когда придумывалось название, я вспомнила цитату из «Макбета» Шекспира, которую  процитировал Фолкнер: «Жизнь — это история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная всякого смысла». 

Мария Смольникова и Степан Харченко на съемочной площадке Фото — Антон Шемятихин.

В Лиссабон уезжает одна из главных героинь, но мы его не увидим. Это как мечта. Наша история — о том, что в жизни людей происходят важные события, но они делают вид, что ничего не случилось. Это связано со сбоем коммуникации и вытекающими отсюда последствиями. Все рассказано спокойно, без акцентов, как будто тот, кто это говорит, тоже не понимает происходящего. Герои разошлись неделю назад, боятся об этом поговорить и своим взрослым детям не могут ничего объяснить.

— Когда снимается дебют, притом, что вы уже опытный мультипликатор, автор вкладывает в него много личного…

— Не обошлось и без личного опыта, но это не то, что случилось со мной, не моя история. Что-то из личного опыта, что-то придумано или случилось с друзьями. История типичная для людей нашего возраста. Они расстаются, появляются новые связи. Не представляю, как можно в кино и литературе рассказать историю, которая совсем не была бы связана с личным опытом. Не важно — дебют это или нет. И в анимации у меня всегда так. Иначе я не смогу подключиться. 

— Картина будет черно-белой, а сны главного героя — анимационными?

— От анимационных снов мы отказались. Анимация не вписалась в картину. Фильм будет черно-белым. Снимал его оператор Андрей Найденов, работавший на ««Дорогих товарищах» с Андреем Кончаловским, там тоже было черно-белое изображение. Андрей — тонкий и понимающий человек.

Олег Ягодин в роли Михаила. Фото — Антон Шемятихин

— Трудным оказался переход в игровое кино, где от вас далеко не все зависит?

— Это был интересный опыт, прыжок в совершенно неизвестную область, хотя я всегда больше любила игровое кино, мечтала его снимать. Но было страшно, казалось, что работать с актерами — это не для меня. Но когда я стала с ними работать на озвучивании мультфильмов, то поняла, что ничего страшного нет. Мне повезло. Я работала с Ниной Руслановой, Светланой Крючковой, Алексеем Вертковым, Евгением Ткачуком. В анимации ты сам создаешь и полностью контролируешь свою вселенную. Это и хорошо, и плохо. Ты можешь внести туда только то, что в тебе есть. А потом приходит новый человек, например актер, и добавляет свое.

Мария Смольникова в роли Анны . Фото — Антон Шемятихин

Когда оказалась на съемочной площадке в новом качестве, выяснилось, что я не могу контролировать весь процесс. Моя попытка сделать полностью раскадровку, как в анимации, была правильной, но иногда приходилось моментально менять решение. Первые несколько дней я не успевала за нужной скоростью. Надо было уложиться в 25 смен. Я все время говорила: «Подождите, подождите. Я не могу так быстро».

— Пришлось проявить характер?

— Иногда надо было твердо настаивать на своем, жестко разговаривать, хотя у нас сложилась очень хорошая атмосфера на площадке. Но когда у тебя огромная команда, приходится быть решительной.

Главный герой фильма — 17-летний подросток, переживающий развод родителей. Актера на эту роль Светлана искала долго — посмотрели студентов театральных вузов Москвы, Петербурга, Екатеринбурга. Кто-то присылал видео, кто-то приходил на пробы. Но результата не было.

Степан Харченко в роли Ивана. Фото — Антон Шемятихин

— Мы дали в Екатеринбурге объявление, — рассказывает Светлана Филиппова. — Пришел 15-летний Степан Харченко из театра для подростков «Игра» и идеально нам подошел. Время было ковидное. Он сидел дома, увидел объявление в соцсетях и из любопытства решил попробовать. В нем есть чистота и непосредственность. Он не играл — верил в обстоятельства и в них жил. Все происходит в момент, когда нашему герою Ивану надо поступать на операторский факультет, а события в семье рушат все планы.

Актеров мы начали искать полтора года назад. актеров. Сразу было ясно, что главную пару сыграют Мария Смольникова и Олег Ягодин. То, что они делают, и грустно, и смешно. Оба обладают комедийным даром. Маша может заплакать столько раз, сколько нужно. Пока мы вокруг бегаем, кричим, ищем стулья, она устраивается на диванчике и погружается в свой мир, а потом мгновенно включается. Мы долго с ней репетировали еще в Москве, в моей мастерской, читали сценарий, что-то в нем меняли по ходу обсуждения.

Картина снималась в Екатеринбурге, и это было условием продюсеров Алексея Федорченко и Дмитрия Воробьева. Они сразу сказали, что Москву им с дебютным бюджетом не потянуть, а в Екатеринбурге будет проще. К тому же нужна была конструктивистская архитектура, а в Екатеринбурге ее много.

— Екатеринбург очень кинематографичен, — говорит Светлана Филиппова. — Надеюсь, что следующий фильм, а я уже написала сценарий, тоже снимем там. Это город, в котором есть энергия. Я впервые приехала в Екатеринбург перед съемками, чтобы понять, подойдет ли он вместо Москвы. Мы не были лично знакомы с Алексеем Федорченко: я знала его фильмы, а он видел мою анимацию. Сценарий я показала своей подруге Лиде Канашовой, его соавтору. И Алексей с продюсером Дмитрием Воробьевым откликнулись. В их группе каждый на своем месте, хорошая команда.

— И все же о самом главном: что вас заставило из анимации пойти в игровое кино?

— Что-то я не могу выразить в анимации, хотя она дает возможность свободно распоряжаться пространством. Но психологические тонкие вещи, диалоги делать в ней сложно. Я мало знаю примеров, когда анимационный полный метр способен удерживать внимание, захватывать, как игровое кино. Мне показалось, что все, что хотела сделать в мультипликации, я сделала. Вдруг включилось другое зрение. Я всегда хожу с блокнотами, в которых раньше делала наброски, рисунки, а потом стало интересно прислушиваться к тому, что вокруг. Я стала видеть какие-то ситуации как кино. Все само собой произошло. Какие-то мои принципы — внутрикадровый монтаж, построение кадра — перетекли в игровое кино. Андрей Найденов, посмотрев мои мультфильмы, предлагал снимать на камеру с охватом 360 градусов, но мы от этой идеи быстро отказались. Захотелось статичности кадра, аскетичности в выборе средств. То, что получилось, по-моему, ни на что не похоже. Но в начале работы я пересматривала фильмы «Жил певчий дрозд» и «Листопад» Отара Иоселиани, «Короткие встречи» и «Долгие проводы» Киры Муратовой.

Источник: mk.ru

Похожие записи