ПОСЛЕДНЕЕ
Третьяковская галерея представила масштабный арт-проект о Европе

Третьяковская галерея представила масштабный арт-проект о Европе

Выставка «Многообразие. Единство» затронула болевые точки

Пандемия и мигранты. Гражданские права и неравенство. Феминизм и экология… Выставка «Многообразие. Единство» в Западном крыле Третьяковки затрагивает разные болевые точки. Самые сложные темы обсуждаются здесь на современном визуальном языке.

Фото: Мария Москвичева

Работы почти ста художников – а среди них и признанные мэтры, и молодые авторы – превращаются в многоголосый образ Европы, в манифест свободы. Не случайно проект завершается инсталляцией испанца Фернанда Санчеса Каститильо «Мемориал»: 5000 фигурок рабочего с легендарной фотографии 1936 года, где Август Ландмессер в огромной толпе единственный не поднял руку в нацистском приветствии, а скрестил их на груди, тем самым выразив протест против расовой политики Третьего рейха. Этот призыв — к человечности и демократичности –, что в свете последних событий вокруг общественной организации «Мемориал», объявленной иноагентом, воспринимается особенно остро.

Масштабный арт-проект о Европе — смелый и актуальный. Особенно сегодня, когда отношения России и Евросоюза находятся под угрозой. «В этот критический период искусство может не только открыть пути для дискуссии и культурного обмена, но и побудить к конкретным действиям, способствующим терпимости, демократии, честности и верховенству закона», – гласит вступительная статья в каталоге выставки. Впрочем, это искусство, а не митинг, так что и разговор тут не в лоб, а на языке метафор. Это становится ясно уже в фойе, где разместились две каменные фигуры, напоминающие скульптуры каменного века.

Монумент художника Уго Рондиноне называется «Могущество» и отбрасывает к началу времен, когда человек только заселял европейские равнины. И в то же время дает понять, что эстетика древности, то есть простоты и искренности, становится актуальным визуальным языком сего дня. Искусство вышло за рамки полотна давно, и художественное высказывание может приобретать любые формы. Им может быть, например, всемирный паспортный стол, где можно стать членом воображаемой страны, в которой на первом месте – защита экологии, борьба за мир, свободу и справедливость. Такой объект художников Люси и Хорхе Орта встречает зрителя на втором этаже, по дороге к основной экспозиции. Рядом с арт-офисом раскинулись палатки, украшенные всеми национальными флагами Европы, а еще здесь открылся музей женщин, который рассказывает о судьбах исключительных художниц.  

  Сам проект поделен на десять разделов, но эти границы условны, как и европейские. Однако вопрос границ становится одним из первых, что вырастает перед зрителем на выставке в виде десятков разноцветных карт континента Яна Свенунгссона, который создал «Психо-картографию Европы». Атлас-раскраска напоминает как раз, что границы мира – весьма изменчивы. Здесь же, в самом начале путешествия, мы сталкиваемся с утопиями и прогнозами будущего. Они напоминаются страшилки из постапокалиптического кино. Горша Мацуга плетет свой прогноз по старинной технологии, однако ее масштабные гобелены отвечают современности – они созданы в формате 3D и смотреть на них нужно через специальные очки, надев которые изображение становится объемным. Перед нами и правда киношные сцены – с дьяволом и людьми в зверином облике среди пугающих первобытных лесов. Рядом инсталляция ученика Йозефа Бойса, немецкого художника Ансельма Кифера, напоминающая театральные декорации. «Зимний путь» рисует не менее пугающую картину: среди черно-белых заснеженных лесов и гигантских грибов стоит больничная койка, рядом с которой висят таблички с именами немецких романтиков, как писательницы Жермен де Сталь, или известной журналистки, одного из лидеров антифашистского и антиядерного движения, ставшей террористкой и скончавшейся в тюрьме при странных обстоятельствах Ульрики Майнхоф. Какими бы благими не были намерениями, насилием и жестокостью проблемы не решить, это путь в никуда, напоминает Кифер. 

  Выставка многолика и полна разными образами и сопоставлениями. Здесь можно найти новую версию «Сотворения Адама» Микеланджело  – в синих перчатках эпохи пандемии (художник Анри Сала), увидеть все в желтом свете, лишающим мир остальных красок (Олафур Элиассон), ощутить кризис Европы словно в компьютерной игре (инсталляция Яэль Бартаны создана специально для московской выставки), станцевать вместе с компьютерным героем Тристана Шульце и чувствовать, как виртуальные медиа захватывают реальность, проследить за рабочими-мигрантами во Франции, повествование о которых превращено Нилой Ялтер в видео-поэму… Европа предстает во всем своем многообразии идей и взглядов, образов и смыслов, мнений и споров. Но главное, и в этом едины все авторы, читается в финальной точке, где представлена инсталляция «Мемориал». Это смелость высказывать своей мнение, быть свободным, сохранять индивидуальность, не растворяясь в многоликой толпе. Об этом работа Фернандо Санчеса Кастильо. Каждый желающий может оставить взамен свой отзыв на стикере и взять фигурку человека, который не испугался пойти против течения ради любви (рабочему запрещали жениться на еврейке, но он все равно женился за возлюбленной Ирме Эклер, которая спустя несколько лет была казнена в концлагеле вместе с 14 000 других узников). Нам предлагается высказаться вслед за Августом Ландмессером, совершить свой жест. «Свобода», «равенство», «любовь» – вот самые часто повторяемые «заклинания», которые написали посетители выставки. 

Источник: mk.ru

Похожие записи