ПОСЛЕДНЕЕ
Третьяковка предъявит факты, из-за которых отменила московскую биеннале

Третьяковка предъявит факты, из-за которых отменила московскую биеннале

Минкультуры назвал выставку несоотвествующей статусу музейной площадки

9-й Московскую биеннале современного искусства, которая должна была открыться в Третьяковкой галерее 7 ноября, отменили. Выставка была уже смонтирована, когда организаторам события вынесли вердикт: целый ряд экспонатов не соответствуют статусу избранной для биеннале площадки – государственному музею федерального значения. Решение об отмене проекта принято Министерством культуры РФ совместно с руководством Третьяковской галереи. Что не так с Московской биеннале, разбирался корреспондент «МК».

Фото: Лилия Шарловская

«Третьяковская галерея – сокровищница русского искусства. Желание провести проект именно здесь, а не на частной или корпоративной площадке должно сопровождаться ответственностью за художественный и этический контекст выставки. Это требует уважения как к уникальному музейному собранию Третьяковской галереи, так и ее многочисленным ценителям, гражданам нашей страны», – сообщили в Минкультуры РФ.

   В ведомстве добавили, что руководство Московской биеннале «нарушило договорные обязательства», а именно – не управилось с монтажом в оговоренный срок и не предоставило необходимые документы, что повлекло за собой нарушение техники пожарной безопасности. В ответ на это заявление организаторы биеннале выложили видео, на котором видно, что выставка смонтирована. В понедельник Третьяковская галерея обещает выдать развернутый комментарий по всем фактам, которые привели к отмене выставки, обозначив свою позицию.

    Выставка 9-й Московской биеннале получила название «Сценография чувств». Согласно описанию, опубликованному только сейчас, на выставке зритель должен пройти от напряжения через уважение, ностальгию, удивление, бесконечность, веру, надежду, спокойствие, историческую память… и в итоге прийти к свету и покою. Среди участников на этот раз – только российские художники — всего их 27. Некоторые из них довольно известны, как, например, супруги Платон Инфанте и Дарья Коновалова-Инфанте, Вова Перкин (ученик Андрея Бартенева), Лада Раскольникова (музыкант, режиссер, последняя спутница легендарного Германа Виноградова) и Сергей Бугаев Африка, который входит в список доверенных лиц президента России. Последний из перечисленных авторов, кстати, единственный, кто высказался об отмене проекта, называв «основной причиной произошедшего – боязнь руководства одного из главных государственных музеев». Чего конкретно боится Третьяковка, впрочем, Сергей не уточнил.

    В частности, его работа «Память» посвящена памятникам советским воинам, которые уничтожили в Европе. Художник собрал список из 102 снесенных или оскверненных монументов и сделал инсталляцию, посвященную пострадавшим объектам. К тому же, в биеннале участвуют малоизвестные авторы из Луганска и Донецка.  И вроде,  содержание биеннале  соответствует текущей политической повестке. Однако на деле все иначе: в соцсетях уже появились фотографии серии странных разноцветных фигур с выдающими мужскими половыми органами, которые вряд ли вписываются как в политический дискурс, так в эстетически-музейный. 

     Пока не известны все подводные камни этой истории. Зато еще на слуху скандал, случившейся на предыдущих проектах Московской биеннале. Тогда речь тоже шла о невыполнении обязательств. Три года назад участники 7-й биеннале, состоявшейся в 2017-м в Новой Третьяковке, написали открытое коллективное письмо, обращенное к участникам следующего, 8-го проекта – предупредительное: «Подготовка к выставке была катастрофой. Некоторые из работ подвергались серьезной опасности (в одном случае художнику пришлось снять свою работу во время открытия), сотрудники и технические специалисты сталкивались с жестоким обращением и издевательствами, а художникам приходилось бороться с крайней неорганизованностью», – говорилось в обращении. Комиссара Московской биеннале Юлию Музыкантскую тогда обвили в нарушении финансовых обязательств (гонорары художникам так и не выплатили). Два года назад  Московская биеннале оказалась скромной по размерам выставкой, больше похожей на салон, чем на концептуальный проект. И мало походила на биеннальный формат, который предполагает фестивальный размах и кураторское высказывание. К тому же, тема биеннале обозначается примерно за год до ее открытия, заранее анонсируются основные смысловые акценты, но ничего этого не было. В общем, 8-й проект биеннале занял небольшую часть второго этажа Новой Третьяковки (Западное крыло). И в этом же пространстве теперь делали нынешнюю, 9-ю, биеннале. И тоже тайно – привычных для биеннального формата манифестов и анонсов не случилось.

  И вот Московская биеннале снова вляпалась в скандал. Почему только теперь, когда проект был смонтирован, выяснилось, что он не соответствует уровню? По идее, любой «пришлый» проект, который делается на музейной территории, должен быть согласован с площадкой заранее. Но, судя по тону Третьяковки и Минкульта, ожидания не совпали с реальностью. И правда, все делалось в последний момент.

Как бы там ни было, выставку уже демонтируют. Организаторы биеннале заявили, что спорить с решением министерства и музея не будут.     

Источник: mk.ru

Похожие записи