ПОСЛЕДНЕЕ
Священник из ЛНР вступился за Гарри Поттера

Священник из ЛНР вступился за Гарри Поттера

«Годы идут, а все никак не рванет»

За двадцать один год, прошедший с момента выхода на экраны первого фильма о мальчике, который выжил, Россия и остальной мир сильно изменились. «Гарри Поттера» не единожды пытались запретить в России. И вот опять — на сей раз активисты из движения «Сорок сороков» — пытаются это сделать. Они обратились к главе Минкульта с требованием обратить внимание на «духовную и культурную бомбу замедленно действия», то есть на сагу о Гарри, «пропитанную чуждыми нам духовными ценностями». В книгах и кинопродукции по их мотивам авторы письма в министерство увидели привычный набор «опасностей» — колдовство, волхование, оправдание преступлений и даже пропаганду «согласия с эвтаназией».

Фото: Алексей Меринов

Что тут скажешь? Если поттериана — бомба, то какая-то медленная, я бы даже сказал — тормознутая. Автор этих строк прожил в Донбассе шесть лет и хорошо знает, что если что-то взрывается — обычно ты даже не успеваешь понять, что произошло. А тут годы идут, а никак не рванет. Уже те, кто бегал с колдовскими шляпами, метлами и волшебными палочками в 2000-е, успели детей родить и вырастить, а бомба себе лежит мирно в земле, как проржавевший снаряд времен ВОВ.

А что же изменилось в нас и вокруг нас? Первое и самое главное — православные перестали жить в страхе перед цивилизацией. Их гораздо меньше пугают ИНН-коды, цифровые документы, мировые заговоры (хотя массовые прививки, за которыми многие увидели «чипирование» от Билла Гейтса, чуть не разбудили спящие фобии как у верующих, так и у атеистов). Тем более мало кому страшны заморские супергерои, злодеи и волшебники. Один мой знакомый батюшка из Донецка сделал в воскресной школе с детьми пасхальный мюзикл, так вот там был Дарт Вейдер и даже «Имперский марш» звучал. И был этот злодей (который на самом деле всегда один, просто называется по-разному) низвержен и побежден.

Но вернемся к страхам. Помните цитату из псалма: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» Так вот, в массовом сознании большинства православных уже почти утвердилось это религиозное «бесстрашие». Если признать, что наша страна как бы перезагрузилась православием в 1991 году, то есть недавно, мы должны были неизбежно пройти стадию неофитства, когда всего боишься и все хочется запретить. Это как переходный возраст.

Но он для новой России давно миновал!

Да, в 2001-м тезис о том, что «православные всего боятся», приходилось опровергать. Но не сегодня.

Помнится, Андрей Кураев во время первых «гонений» на Поттера писал, что если запрещать произведения Джоан Роулинг, то придется выбрасывать очень и очень многие адресованные детям книги — «Илиаду» Гомера, «Гамлета» Шекспира, «Сказку о золотой рыбке» Пушкина, «Щелкунчик» Чайковского и «Хроники Нарнии» Льюиса, сказки Андерсена и «Слово о полку Игореве» и «все книги, в которых кто-то из добрых персонажей молится языческим богам, берет в руки волшебную палочку, переживает волшебные превращения (в волка, лягушку, коня), подвергается действию злых заклятий и защищается от них с помощью оберегов или добрых волшебств». Но по итогу дети останутся ни с чем.

Эту мысль подтвердил «МК» священник из ЛНР, известный писатель Александр Авдюгин:

— Православие оценивает любое событие или произведение с точки зрения Христа, с точки зрения любви и добра. В «Гарри Поттере», при всей его ненашести, нерусскости, во главе угла стоит победа добра над злом. Выброс на помойку этой книги, а тем более призывы чуть ли не анафеме ее придать, неправомочны. Тогда, по логике, нужно выбросить русские народные сказки, детские книжки, где слова «Христос», «православие», «помолиться», «перекреститься» отсутствуют, но есть торжество добра. Мы так можем дойти до того, что Гоголя с его «Вечерами на Хуторе близ Диканьки», «Майской ночью…» запретим.

«Это православие не по разуму, но от лукавого», — уверен отец Александр.

Получается, что хотели хайпануть как лучше, а получилось как всегда. Когда информационная волна с письмом к Ольге Любимовой только поднималась, сразу в голову пришла мысль: это же чистой воды провокация! И она даст повод для таких «оскорблений чувств верующих», что задолбаешься бегать по стране и выписывать штрафы.

Но нет — как заверил протоиерей Максим Первозванский, настоятель одного из храмов в Москве, редактор ряда православных изданий, авторы инициативы «наши ребята, они не враги», и мы имеем дело всего лишь с неудачной попыткой привлечь к себе внимание:

— Эта инициатива неразумная и вредная. «Сорок сороков» существует уже несколько лет, с момента создания они позиционировали себя как объединение людей, защищающих православие. Начиналось все с идеи общественной поддержки строительства православных храмов в Москве на фоне протестов противников такого строительства. В дальнейшем у них было много разных акций. Они гуманитарку для Донбасса собирали и отвозили туда, например. Но раз ты поднялся на том, что ты защитник, — нужно искать новые поводы. Но сегодня как бы не от чего церковь защищать, тема с храмами сошла на нет… И как себя проявлять? Деятельность-то их информационная. Но их инициатива действует против нас и дает поводы людям, далеким от веры, сказать: «Там в церкви одни дебилы».

«Книги Роулинг (я, конечно, беру ее классические тексты, а не ее последующий прогиб под западную повестку с нетрадиционной ориентацией Дамблдора) — очень хорошая литература. В них содержатся христианские идеи, и их читающий ребенок, подросток или взрослый обязательно усвоит. Поймет, что сильнее всего на свете — любовь, а жертва Лили Поттер, спасшей сына, — это подвиг. Что не нужно бояться смерти, потому что это превращает нас в Волан-де-Морта. Основной мотив которого, вся его черная магия, создание крестражей и всего остального — это личное нежелание умирать. А чего стоит личность профессора Северуса Снейпа! Он все время воспринимается как отрицательный герой, а оказывается положительным. И отсюда следует вывод без всякого морализаторства: не суди по внешности, не торопись осуждать человека. И всему этому магия и колдовство служат лишь антуражем», — не сомневается наш собеседник.

Начиная любую борьбу с тем, что нравится детям, мы рискуем допустить ошибку, которую допустила девушка из анекдота, предложившая молодому человеку выбирать: или она, или пиво. И он выбрал пиво!

Не факт, что дети выберут — в случае такой же безапелляционной постановки вопроса — нас, а не что-то, чего мы их хотим лишить! Тем более что лучше, чем это сделала студия Warner Bros — запретить «Гарри Поттера» у нас, никто не сможет.

А в завершение приведу один показательный случай из истории детской литературы. В раннем, неофитском СССР хотели — из соображений правильного классового воспитания — заменить «народные нереальные сказки простыми рассказами из действительности природы». И тогда у гонительницы волшебства, педагога Э.Станчинской, как вспоминает Чуковский, маленький сын стал «с утра до ночи предаваться самой буйной фантастике. То выдумает, что к нему в комнату приходил с визитом красный слон, то будто у него есть подруга — медведица».

Если отнять у ребенка что-то реальное — очень скоро у него появится то же самое, но уже воображаемое.

Источник: mk.ru

Похожие записи