ПОСЛЕДНЕЕ
Сокровища Донбасса переехали в специализированные фондовые хранилища

Сокровища Донбасса переехали в специализированные фондовые хранилища

Сотрудники художественного музея столицы ДНР расскзазали, как спасают шедевры Айвазовского и Лактионова от обстрелов

18 февраля в столице ДНР прогремел взрыв у Дома правительства — сработало взрывное устройство, заложенное в УАЗик, припаркованный у здания бывшей областной администрации. Казалось бы, причем здесь культура – но в нескольких десятках метров от места инцидента находится Донецкий художественный музей, где хранятся подлинники картин Айвазовского, Шишкина, Васнецова, Серебряковой, Поленова, Серова, Нестерова и других великих мастеров. Что делается для сохранения культурных ценностей в городе, где продолжается война, выяснял корреспондент «МК».

В музее всегда много посетителей. Фото: Эмилия Агоруа-Фирсова

О Донбассе как географической локации сегодня россияне знают не так уж мало – из-за войны почти все, даже самые неприметные населенные пункты ДНР и ЛНР оказались на слуху. (Вот кто раньше подозревал о существовании поселка Пески?) Но и без трагических поводов в годы СССР бескрайняя страна гордилась крупными промышленными центрами региона: Донецк, Славянск, Горловка, Лисичанск. В большей степени остается «terra incognita» донецкое пространство культуры.

Как в республиках, на днях получивших признание Москвы, обстоят дела с музеями, филармониями, концертными залами, театрами? Ответ на этот вопрос мы решили дать серией публикаций.

В Донецкой народной республике художественных музеев три: Донецкий художественный музей, Горловский художественный музей и «Арт-Донбасс» (посвященный современной живописи). Есть еще Макеевский художественно-краеведческий музей, но он небольшой и не выходит за рамки рассказа об истории города. В ЛНР, судя по сайту республиканского Минкульта, вообще только одно такое учреждение – в Луганске, но «два в одном» – сам Луганский художественный музей и автономный филиал – Галерея искусств.

Донецкий художественный музей находится в неспокойном месте. Фото: Эмилия Агоруа-Фирсова

После взрыва у центрального правительственного здания Донецка мы решили выяснить, нет ли в связи с продолжающимся обострением угрозы шедеврам музея, расположенного совсем рядом. Тем более, что аналогичный горький опыт вписан в историю молодого государства – в 2014 году обстрел ВСУ превратил в руины областной краеведческий музей.

О том, что делается для защиты культурных ценностей, «Московскому комсомольцу» поведали куратор ДХМ Марина Третьякова и главный хранитель Ольга Загоруйко.

— Насколько ваш музей близок к Дому правительства?

О.З.: Да, это рядом.

— Были ли случаи с 2014 года, чтобы украинские снаряды «ложились» неподалеку от музея?

О.З.: Был взрыв автомобиля летом 2014-го. Тогда у нас вынесло взрывной волной все стекла. После этого попаданий никаких не было.

— В критические моменты полотна уносят в безопасное помещение? Есть ли на картинах защитные рамки?

О.З.: В прошлом году у нас поменяли оконные блоки, поставили пластиковые окна. А на период обострения мы вынуждены были снять всю коллекцию и разместить в специализированных фондовых хранилищах.

— Но выставочная деятельность в республике сейчас приостановлена.

О.З.: У нас есть распоряжение Министерства культуры о прекращении каких-либо очных мероприятий с присутствием посетителей, тем более, что экспозиция на данный момент демонтирована.

Айвазовский с «донецкой пропиской». Фото: Эмилия Агоруа-Фирсова

— А насколько прочным является хранилище? Оно переживет любой «прилет»?

О.З.: Фондохранилище надежно укреплено, снабжено пожарной и охранной сигнализацией, несколькими уровнями защиты. Я думаю, с коллекцией ничего не произойдет.

— В случае острого кризиса не рассматривался вариант перевоза экспонатов в РФ?

О.З.: Не в нашей компетенции принимать такие решения.

— Все помнят эпизод, когда в Третьяковке вандал атаковал полотно «Иван Грозный убивает своего сына». Не случалось ли в вашей практике чего-то подобного?

О.З.: Мы с таким не сталкивались. У нас хорошая охрана, видеонаблюдение.

— Какие картины – ваша главная гордость?

О.З.: Мы рассматриваем 17 тысяч экспонатов как единое целое. Ценность музея в цельности его коллекции, где есть произведения разных эпох и авторов. Все они неповторимы.

М.Т.: Тем более, мы больше не можем приобретать такие произведения русской и зарубежной классики, как поступившие к нам в 1970-80-е.

Нам не достались ни бывшие дворянские усадьбы, ни картины из них. (В Донецке сложно найти здание возрастом старше 150-ти лет, шахтерский край – очень «молодой», — И.В.). А во время Великой Отечественной тогдашнее небольшое собрание было утрачено. (В 1941 году музею было всего два года). Но после войны все крупные музеи СССР поделились с нами своими сокровищами. И мы пережили второе рождение.

— Вы располагаете исходными вариантами или авторскими повторениями?

М.Т.: У нас авторских повторений всего два-три. Тот же «Отдых после боя» Юрия Непринцева, «Письмо с фронта» Александра Лактионова. У нас представлены только подлинники. (Многие посетители музея думают, что видят репродукции, а не оригиналы, исходя из логики «Такого в Донецке быть не может», — И.В.).

Александр Лактионов. «Вновь я посетил…» Фото: Эмилия Агоруа-Фирсова

— После 1991 года пополнение вашей коллекции происходило за счет украинского государства?

О.З.: Да, за счет Украины. Частных собраний.

М.Т.: Хорошо пополнилось собрание икон. Все поступило в основном от частных лиц. Коллекционеры дарили предметы декоративно-прикладного искусства. Когда прекратилось финансирование, мы не могли покупать произведения высокого уровня. Но в это время продолжалось пополнение коллекции за счет работ донецких художников: Григория Тышкевича, Юрия Зорко, Николая Ясиненко, семьи скульптора Василия Полоника.

— После 2014 года донецкие театры и филармония переживали наплыв посетителей. А как у вас с посещаемостью?

М.Т.: Посещаемость выросла. Мы предложили нашему зрителю разнообразные программы, формы работы, рассчитанные на широкую аудиторию. У нас открываются новые экспозиции, проходят новые выставки.

— А с началом пандемии?

О.З.: Намного уменьшилась, потому что ввели ограничения.

(В ДНР по состоянию на декабрь 2021 года было вакцинировано 275 тысяч человек, то есть чуть больше 10% населения. Так что справку о прививке могут предъявить немногие. Но попасть в музеи возможно и по справке о перенесенном заболевании, — И.В.).

Картины Шишкина из собрания музея. Фото: Эмилия Агоруа-Фирсова

— До признания республик Донбасса ведущие игроки – Эрмитаж, Третьяковка, Музей изобразительных искусств им. Пушкина не могли с вами взаимодействовать?

М.Т.: Ценные произведения искусства в самопровозглашенную республику никто везти бы не стал. У нас были выставки из музея Суворова, Театрального музея имени Бахрушина, Рязанского музея-заповедника Сергея Есенина, но, разумеется, копийные, планшетные. Однако, у дончан они вызвали интерес.

— Но с Горловкой вы хотя бы обмениваетесь?

О.З.: У нас пока нет закона о перемещении экспонатов, о выдаче за пределы музея. Единичные случаи бывают, но крайне редко.

М.Т.: В Горловке очень сложная ситуация. Они существуют в нелегких условиях. Мы бережем свои экспонаты, поэтому интенсивного обмена не происходит.

Справка «МК»:

Донецкий художественный музея основан в городе Сталино (прежнее название Донецка) 23 сентября 1939 года. Был разграблен оккупантами. Восстановился уже в мирное время сначала как отдел изобразительного искусства Сталинского краеведческого музея, с 1960 года – как самостоятельная галерея. Статус музея получил в 1965 году. Основу собрания составляют картины «Лазоревый грот», «Морской пейзаж. Коктебель» Айвазовского, «Вечер», «Березовый лес», «Сторожка в лесу» Шишкина, «Крым. Судак, Бухта и гора Сокол» Поленова, «Весна. Зимний пейзаж» Нестерова, авторское повторение легендарного «Стража» Васнецова и другие признанные шедевры.

Источник: mk.ru

Похожие записи