Скончался художник Никита Алексеев

Скончался художник Никита Алексеев

После продолжительной болезни ушел из жизни тонкий мастер и один из создателей легендарной группы «КД»

  Никита Алексеев — художник-интеллектуал, поэт и куратор, участник группы «Коллективные действия» и основатель галереи «APTART», номинант Премии Кандинского и премии «Инновация» — скончался в Москве на 69-м году жизни. Одним из его последних проектов стала выставка «Многоточие» в Мультимедиа арт музее, где картины из разноцветных точек складывались в утонченную визуальную «партитуру». Последние годы он создавал лаконичную живопись, прекрасную своей сложностью и простой. 

Автор: Андрей Романенко.

Фото: ru.wikipedia.org

Искусство Никиты Алексеева – это визуальная философия, выросшая из советского интеллектуального подполья. Он родился в 1953 году, с раннего возраста интересовался с западным современным искусством и поэзией, а также новыми течениями в музыке.  В начале 1970-х получил известность как поэт – участник в «подпольных» чтений. Как раз в те годы сблизился с художниками неформальной группы «Сретенский бульвар», куда входили Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров и другие художники, которые работали в знаменитых мастерских в районе Сретенского бульвара. А в 1976-м Никита Алексеев вместе с Андреем Монастырским, Николаем Панитковым и Львом Рубинштейном и другими художниками андеграунда создали арт-группу «Коллективные действия», ставшую ключевой формацией московского концептуализма. 

В 1970-80-х участники группы провели около 120 акций, которые создали, как выразился Илья Кабаков, «поля сознания» (художественные действия осуществлялись за городом, как раз в полях). Художники не могли выставляться на официальных площадках, про них нельзя было писать в официальных изданиях. И в этой подпольной культуре «варился» новый художественный язык, рождались свои неформальные объединения и площадки. Например, в конце 1970-х Алексеев принимал участие в создании Московского архива нового искусства (МАНИ), где собрали коллекцию работ художников концептуализма. А в начале 1980-х открыл галерею в своей собственной квартире — APTART. Там проводили «дикие» перформансы и абсурдистские выставки.  В этот период Алексеев много экспериментировал с поверхностью картин, используя разные материалы – ткань, предметы и пр. 

APTART подвергался давлению милиции и КГБ, так что прекратил свою деятельность всего через полтора года. Позже, в 1985–87 годах, Алексеев играл вместе с группой «Среднерусская возвышенность», которая вошла в историю русского рока. Это была своеобразная арт-диверсия: никто из участников не умел играть на музыкальных инструментах, кроме вокалиста Свена Гундлаха, который в свою очередь не умел петь. Большинство участников «КД» и перечисленных выше арт-объединений – сегодня признанные мэтры современного искусства, в их числе и Никита Алексеев.

В последние годы он болел, но продолжал много работать. Не так давно состоялась его выставка в галерее «Osnova», а за несколько лет до того в Мультимедиа арт музея показывался его проект «Многоточие» – своего рода визуальная автобиография, которая перекликается со стилем Жоржа Сёра. Работы созданы из цветных точек и дополнены небольшими текстами-комментариями. «Я не формалист и не концептуалист. Я — дятел. Тюканье точек – это долбление дупла и добывание червячков. Каждая точка — трепыхание пера, отсвет на нём солнца, отсчёт шагов, вдохов и выдохов; секунда или год жизни, сантиметр или световой год перемещения в пространстве», – написал Алексеев о своей выставке. Куратором выступила Анна Зайцева, которую новость об уходе художника потрясла до глубины души.

– В галерее «Osnova» он представил совершенно фантастическую серию живописи и графики «Далеко-близкое», – говорит она «МК». – Когда ты только попадал в пространство, живопись казалась монохромной абстракцией. И только, когда приближался к ней, проявлялись тончайшие простейшие очертания рисунка – дом, дерево, холм. На каждом хосте он играл с дистанцией. Когда я увидела эту серию, то подумала, что она должна бы попасть в музейное собрание единым блоком, потому что многочисленные холсты фантастически работают вместе. Я буду помнить эту выставку до конца жизни – настолько сильное впечатление она произвела.

– А выставка «Многоточие», как складывалась она?

– Это уникальный кураторский опыт для меня, потому что, когда мы с Никитой начали обсуждать проект, он сказал, что вообще не хочет вмешиваться. «Хочу посмотреть, как вы разыграете эту музыкальную партитуру», – произнес он и обещал прийти на открытие. Это отношение к своему творчеству произвело на меня неизгладимое впечатление. Никита – человек очень образованный, энциклопедических знаний. За каждой его работой стоит огромный культурный пласт. При этом они складывают в невесомые, почти эфемерные партитуры.

– Он прошел сложный творческий путь – выступал и как поэт, и как журналист, и как галерист, и как куратор. Когда сложился тот художественный язык, которым он «изъяснялся» в последние годы?

– Ипостаси, которые вы перечислили, являются неотъемлемой частью его личности. Одно нельзя отделить от другого. Художники поколения Никиты часто объединяли в себе такое многообразие функций, это связано с опытом существования в андеграундной среде. Это художники, которые в советское время были лишены инфраструктуры, привычной для нас сегодняшних. У них не было кураторов, арт-критиков, профессиональной прессы, искусствоведов, которые проанализируют твою работу. Поэтому сами себе были кураторами, критиками и прекрасно пишущими людьми. И Никита был одним из великих представителей этого выдающегося поколения.

– Насколько много он работал в последнее время?

– Он не прекращал работать, несмотря на проблемы со здоровьем. Осенью мы делали выставку «Цветы врачам», которая завершалась благотворительным аукционом в пользу медработников, и когда мы обратились к Никите, он сразу откликнулся. Мы приехали к нему в мастерскую, и он дал нам работы, которые создал во время пандемии. В итоге мы взяли графику, похожую на абстракцию, но на самом деле он нарисовал больничный кафель, то есть то, что человек постоянно видит в больнице. Графика была удивительно исполнена – в блеклых, но жизнерадостных тонах.

Источник: mk.ru

Похожие записи