С «Мастером и Маргаритой» в Большом опять случилась мистика

С «Мастером и Маргаритой» в Большом опять случилась мистика

Главный театр страны озвучил планы на следующий сезон

Как всегда, в конце апреля Большой театр огласил свои планы на предстоящий 246-й сезон. По традиции пресс-конференция проходит в Императорском фойе на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Николая II, а за стол президиума рассаживаются спикеры: генеральный директор театра Владимир Урин, главный дирижер — музыкальный руководитель Туган Сохиев, руководитель балетной труппы Махар Вазиев.

Фото: Геннадий Черкасов

«Были месяцы, когда в театре одновременно болели около 150 человек. Прибавьте к этому тех, кто контактировал с ними и был поэтому отстранен от работы. Каждое утро больничная сводка: кто болен, кто нет, замены. Если бы я сказал, сколько спектаклей было спасено, вы бы невероятно поразились, — говорит Владимир Урин, предупреждая, что хотя заболеваемость снизилась, «все равно люди продолжают болеть, и, к сожалению, мы еще долго будем с этим жить».

После не слишком оптимистической преамбулы главный дирижер Большого Туган Сохиев приступает к перечислению запланированных премьер. Главную из них — масштабный «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера — покажут на Исторической сцене в феврале (дирижер Эван Роджистер, режиссер Франсуа Жирар). Это продолжение сотрудничества театра с «Метрополитен-опера», начавшееся в этом сезоне.

Вернется на Историческую сцену и «Хованщина» Модеста Мусоргского. Ставить ее будет Саймон Макберни, а за дирижерский пульт встанет сам музыкальный руководитель. Туган Сохиев выступит и как дирижер-постановщик оперы Моцарта «Дон Жуан», премьера которой состоится на Новой сцене в ноябре. Это будет режиссерский дебют в музыкальном театре руководителя Театра на Фонтанке Семена Спивака, которому предстоит работать в команде с художником Семеном Пастухом и художником по костюмам Галиной Соловьевой. Эта работа перешла в будущий из досрочно прерванного пандемического сезона.

Три оперные постановки будут осуществлены Большим театром на Камерной сцене им. Бориса Покровского. Первой премьерой тут станет вечер в постановке Владислава Наставшева, с которым Большой театр продолжает сотрудничество после успешной постановки оперы Бизе «Искатели жемчуга». Вечер объединит два названия — «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Испанский час» Мориса Равеля. Познакомится московская публика и с произведениями, которые редко исполняются в России, — «Фальстаф, или Три шутки» Антонио Сальери (режиссер Александр Хухлин) и «Линда ди Шамуни» Гаэтано Доницетти (дирижер — Антон Гришанин, режиссер — Роман Феодори).

Балетные планы тоже частично перенеслись из сорванного пандемией сезона. Тогда в Большом сорвались две премьеры: «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга по роману Михаила Булгакова и вечер одноактных балетов, ставить которые должны были три хореографа: Вячеслав Самодуров (его балет на музыку Юрия Красавина предполагалось назвать «Танцемания»), Антон Пимонов («Made in Bolshoi», музыка Анатолия Королёва), а также премьер Большого Артемий Беляков («Времена года» Александра Глазунова).

С «Мастером и Маргаритой» опять возникли сложности, подстерегающие сценические и кинематографические воплощения романа Булгакова. Как только кто-то берется его ставить, обязательно что-то случается. Вот и в прошлом сезоне премьера не состоялась по причине нагрянувшего каронавируса. Не состоялась она и в сезоне нынешнем. Сейчас с балетом продолжается мистика, хотя на библейские сцены романа Эдвард Клюг, по слухам, посягать не собирался. В сценарии, написанном хореографом, говорилось только про похождения дьявола в советской Москве. Но и этого оказалось достаточно, чтобы трудности нарисовались как черт из табакерки. На этот раз с музыкой… Помимо музыки Альфреда Шнитке хореограф из Марибора собирался использовать в балете и музыку Дмитрия Шостаковича. Однако Большой театр неожиданно не смог договориться с правообладателями, сославшимися на то, что Дмитрий Дмитриевич не писал выбранную музыку конкретно для постановки балетов. «Нам очень жаль, тем более что мы в свое время договорились с правообладателями по музыке для «Укрощения строптивой», которую композитор тоже не писал для этого балета. Хореограф рассматривает вопрос о замене музыкального материала», — прокомментировал ситуацию Владимир Урин. Махар Вазиев выразил надежду, что премьеру удастся выпустить в начале декабря.

Никак не может Большой театр осуществить свои планы и относительно запланированной два года назад «тройчатки». Премьеру, отмененную всего за несколько недель до намеченного срока, перенесли на нынешний сезон: сначала на декабрь, потом на май. Но и теперь она не состоялась. Дело в том, что хореографы, которых Большой пригласил на постановку, являются руководителями больших балетных компаний: Самодуров уже 10 лет руководит балетной труппой театра «Урал Опера Балет», а Антон Пимонов в конце прошлого сезона возглавил труппу Пермского академического театра им. Чайковского. Трудно вместе собраться. При этом и балет Пимонова, и балет Артемия Белякова практически закончены, готовы и декорации к спектаклю.

Из новых, ранее не озвученных планов — двухактный балет Алексея Ратманского «Искусство фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха. Следующая после «Жизели» новая работа Ратманского будет создаваться специально на артистов Большого театра. Переговоры с бывшим худруком балета Большого, а теперь хореографом-резидентом Американского балетного театра об оригинальной постановке шли долго, но Вазиев своего добился. Премьера балета должна состояться 7 апреля 2022 года. Про еще один сюрприз Махар Хасанович говорил загадочно. Речь шла о проекте, подобном тому, что худрук Большого осуществил к открытию нынешнего сезона: сразу четыре одноактных балета, объединенных общим названием «Четыре персонажа в поисках сюжета», были в короткие сроки и в строгой секретности осуществлены четырьмя зарубежными хореографами. «Пока не могу говорить, насколько это точно и в каком формате будет сделано», — сказал он. 

Проведет в следующем сезоне Большой театр и свой международный фестиваль современного танца DanceInversion, в котором примут участие труппы из Франции, Великобритании, Бразилии, Германии, Израиля и России, покажут работы таких хореографов, как Эдуард Лок, Марко Гёке, Шарон Эяль, Эрик Готье, Анжелен Прельжокаж, и даже таких «священных чудовищ», как Айседора Дункан и Фредерик Аштон.

Источник: mk.ru

Похожие записи