ПОСЛЕДНЕЕ
После волны негодования памятник Волчек стыдливо прикрыли тканью

После волны негодования памятник Волчек стыдливо прикрыли тканью

От великой до ужасного — один шаг

В конце минувшей недели соцсети и общественное мнение взорвали фото памятника Галине Волчек, который тихо, без какого-либо официального открытия, встал на ее могиле на Новодевичьем кладбище. Шум начался неимоверный, и уже к концу недели монумент замотали тканью.

Ситуация с памятниками и вообще памятью известных людей — дело непростое и деликатное. С одной стороны, есть родственники — они заказывают изваяние таким, какое считают нужным. «Какое ваше дело!» — говорят они тем, кто лезет с советами. И правы: это все равно что без приглашение лезть в чужие личные дела. Но с другой стороны, хотим мы того или нет, известного человека люди присваивают себе. Живой он или уже в мире ином — не имеет значения. Ведь жизнь их проходила (проходит) рядом с великими современниками, с ними они растут и старятся, они их обсуждают, одобряют или недовольны ими. Да, народная любовь имеет, увы, такую оборотную и не всегда пристойную сторону, которую многие заметные персоны на самом деле страстно хотят, но на деле демонстрируют усталость от народного внимания.

Шум и волна возмущения, которая поднялась вокруг скульптуры Волчек на ее могиле на мемориальном кладбище, говорит только о силе интереса к ее личности и после ее ухода, случившегося уже как полтора года назад. Галину Борисовну очень уважали и любили — как актрису, оставившую нам яркие роли в кино и театре, как режиссера, несколько спектаклей которого считаются классикой отечественной режиссуры. Да только за один «Крутой маршрут» ей низкий поклон и благодарность поколений. А каких артистов она открыла! А как держала театр и вела театральное дело, ни разу не будучи менеджером и не имея крутого профильного образования! Без семинаров, вебинаров и креативных индустрий знала, как делать популярным и модным театр (хотя последнее слово ненавидела) и чтобы все билеты были проданы. Даже когда ее «Современник» из-за ремонта уехал на Яузу, где все остальные с продажами горели и горят.

Ее уважали за то, что высокомерие, чванливость, равнодушие — не ее слова. Достигнув верха в театральной иерархии, Волчек оставалась нормальным человеком, не возомнившим себя особенной, избранной, причисленной. Просто человек среди прочих людей, просто наделенный талантом и мудростью. А поле ее энергии, доброй, самоироничной, оказалось сильнее, чем у многих.

И было бы странно, если бы, увидев такую скульптуру на ее могиле, друзья, поклонники и просто посетители главного российского некрополя не удивились как минимум и не возмутились, оскорбившись как максимум. И за нее, и за себя. За свою жизнь, которая прошла рядом или параллельно с ее жизнью. «Кто этот человек изображен?», «Как такое вообще возможно?», «Как же надо не любить/ненавидеть ее, чтобы сделать такое?» — писали и продолжают писать в соцсетях пользователи в том числе с громкими именами.

И то, что говорит автор скульптуры Галины Волчек на могиле Григорий Франгулян, нельзя воспринимать всерьез — мол, женщина и театральный строитель Волчек неузнаваема, потому, что делал он ее по фотографии, где она молодая и невероятно хороша в отчаянии. С сигаретой, разумеется. Но что прекрасно на старом снимке, невероятно плохо в бронзе.

Что будет с памятником? Сейчас он закрыт тканью — это в четверг вечером сделал сын Галины Борисовны Денис Евстигнеев. По нашим данным, «шедевр» будет демонтирован и ближе к осени на его месте появится новый. Но каким будет новый памятник и, главное, кто будет исполнителем — неизвестно. Не дай бог, если к делу опять привлекут скульптора Франгуляна и тот проведет «работу над ошибками».

Еще раз повторюсь, главным заказчиком памятника была и остается семья. Но стоит, наверное, подумать о потомках, о том, что растет поколение, которое актрису и режиссера Волчек в глаза не видело. Она для них лишь миф — великая женщина, которая создала, которая смогла удержать театр в самое трудное время, воспитала, вырастила, поставила и так далее. В общем, читайте, дети, энциклопедию. Но не хочется, чтобы идущие за нами судили о Волчек по такому нелепому, грубому памятнику. О Волчек, которая при всей своей мужской профессии, в которой была среди первых, всегда оставалась женщиной до мозга костей.

Источник: mk.ru

Похожие записи