ПОСЛЕДНЕЕ
«Под полом лежит тело Дали, а вы на нем топчетесь»

«Под полом лежит тело Дали, а вы на нем топчетесь»

Пять историй художников, превративших уход из жизни в произведение искусства

История знает много примеров, когда гений художника признавали посмертно, только после ухода из жизни творчество начинали ценить. Но есть и те, кто превратил собственную (или чужую) смерть в произведение искусства. Парадоксально, но факт: истинный художник строит свой быт, живет и умирает артистически. «МК» рассказывает пять историй авторов, чья смерть стала произведением и вошла в историю искусства.

Надгробная плита могилы Сальвадора Дали в театре-музее

Фото: en.wikipedia.org

Казимир Малевич: супрематический гроб

Похороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много думал о смерти. Хотел быть погребенным под любимым дубом близ села Немчиновка, где жил последние годы, а собственный гроб представлял себе как супрематическое произведение. Художник-новатор считал, что в новом обществе должны быть новые ритуалы погребения. Он хотел упокоиться с распростертыми руками, будто обнимает Вселенную, и мечтал, чтобы на его могиле установили гигантский архитектон — «башню по форме той колонки, что в Третьяковке, с вышкой, в которой будет поставлен телескоп Юпитер смотреть». Малевич был космистом.

Когда художник скончался, ученики исполнили его волю — похороны превратились в перформанс. Суетин и Рождественский нарисовали детальный проект гроба и отнесли его в столярную мастерскую, а потом расписали деревянный саркофаг. Боковые стороны — зеленым, крышку — белым, сверху был нарисован черный квадрат, в ногах — красный круг. Гроб медленно провезли по Невскому проспекту на грузовике, за ним тянулась процессия из учеников и поклонников. После тело перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории, а урну с прахом захоронили в Немчиновке под тем самым дубом. Там же был установлен деревянный монумент в виде куба с изображением черного квадрата.

Третья жена Малевича Н. Манченко и дочь Уна у могилы художника

Поставить архитектон для наблюдения за Юпитером так и не удалось. Более того, в 1940–1950-е могила была утеряна, поле превратилось в сельскохозяйственные угодья. В 1988 году группа энтузиастов нашла захоронение и решила поставить заново супрематический монумент (только из более прочного материала) на могиле мастера. Однако не удалось, белый куб с красным квадратом установили в нескольких километрах от места реального захоронения. Сейчас на месте дуба вырос жилой комплекс.

Илья Чашник: обряд беспредметности

Однако Малевич был не первым супрематистом, чьи похороны превратились в художественный акт. Первым был его ученик — Илья Чашник, но именно создатель «Черного квадрата» придумал сценарий похорон. Чашник ушел из жизни молодым — в 26 лет. Аппендицит. Перед смертью, внезапно настигшей его в 1929 году, он сказал своему другу Николаю Суетину: «Передай Малевичу, что я умер художником нового искусства». Именно эти слова написали на ленте, украшавший гроб супрематиста: «Художнику нового искусства». Вышло так, что Малевич будто отрепетировал собственные похороны на прощании с другом.

На могиле Чашника установили белый куб с черным квадратом. Надпись на нем гласила: «Мир как беспредметность». Точно неизвестно, размышлял ли над деталями собственного погребения талантливый молодой художник, но он точно хотел упокоиться по особому ритуалу, связанному с идеями нового искусства. Чашник писал: «Суть человеческого существования — беспредметное начало. Неизвестно, для чего, почему и зачем человеческое существо живет. Это доказывает беспредметную суть человеческого бытия, которое лишь поставлено в определенные условия своего существования или действия, проявляет себя тем или иным образом и во всех препятствиях существующего мира видит смысл или цель. Но это заблуждение».

Сальвадор Дали: могила в театре

Великий и ужасный Сальвадор Дали превратил не только собственную жизнь в феерический театр-перформанс, но и смерть. Художник скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа в возрасте 84 лет. Он завещал похоронить его в замке Фигерас — театре-музее в его родной Каталонии, созданном как тотальная инсталляция и ставшим главным произведением художника — да так, чтобы по могиле могли ходить люди.

Забальзамированное тело Дали замуровано в полу музея под полуторатонной плитой. На ней ни единой надписи, так что некоторые туристы и не догадываются, что топчутся на могиле Дали. Кстати, у сюрреалиста два гроба — дубовый и цинковый. А на нижнем уровне театра-музея, как раз под сценой с безымянной плитой, зрители оказываются в крипте, где в полумраке обнаруживается еще одна плита с надписью: «Salvador Dali i Domenec Marques de Dali de Pubol 1904 — 1985». Незадолго до смерти художника король Испании даровал ему титул маркиза, зная с каким трепетом Дали относится к аристократии, и тот завещал записать эту честь на своей надгробной плите.

Четыре года назад могилу Дали вскрыли. Такого решения суда добилась гадалка из Жироны Мария Пилар Абель Мартинес: она утверждала, что является дочерью художника, и претендовала на 25% наследства. Процесс длился 10 лет, и, как ни просила мэрия Фигераса не беспокоить могилу мастера, ее все-таки открыли, чтобы взять образцы для генетической экспертизы. Причем случилось это в разгар туристического сезона — вышло еще одно посмертное шоу.

Однако результат для Пилар Абель оказался неутешительным, что, впрочем, не удивило биографов: Дали почти не вел интимную жизнь, и даже его жена Гала (Елена Дьяконова), с которой он прожил 48 лет, была скорее музой. Художник завещал все свое имущество и творческое наследие Испании, так что, к радости публики, оно так и осталось национальным достоянием.

«Гутай»: дриппинг для самурая

Вечные вопросы жизни и смерти волновали художников всех времен. Но после Второй мировой — особенно. На фоне травматического опыта войны в разрушенной Японии появилась группа «Гутай». Вместо кисти участники арт-группы использовали собственные тела, что было подчеркнуто в названии: «гу» — «инструмент», «тай» — «тело». Художники делали разные перформативные акции, которые вошли в историю. Например, один из участников арт-группы — Сабуро Мураками — прорывал собой большие листы бумаги, натянутые на рамы. Другой — Седзо Симамото — стрелял по холсту краской из пушек. Третий — Кацуо Сирага — ходил, ползал и бегал по полотнам. «Гутай» считали, что у искусства нет границ.

Их вдохновляло абстрактное искусство Джексона Поллока, который писал картины, не касаясь холста: американский мастер разбрызгивал краску. Техника получила название «дриппинг». Говорят, один из художников «Гутай» расстелил на земле большой белый холст, а потом бросился на него с высоты. Отпечаток его тела и брызги крови создали своеобразный «дриппинг» на полотне. Впрочем, возможно, это лишь легенда. Хотя японцы — истинные самураи, у них особые отношения со смертью, так что все может быть…

Марина Абрамович: «Художник должен умереть без страха»

Легенда современного искусства Марина Абрамович прекрасно чувствует себя в свои 74 года, отлично выглядит, занимается спортом и покоряет мужские сердца, однако уже знает, как пройдут ее похороны. Сценарий посмертного перформанса она спланировала много лет назад. В 2004 году, вернувшись из Парижа с похорон писательницы Сюзен Зонтаг, она составила подробные инструкции. Марина не хочет, чтобы на ее похоронах грустили. Абрамович уверена, что «художник должен умирать осознанно, без страха», а «похороны — это последний след, который можно оставить после себя». Поэтому прощание с ней будет таким же экстравагантным, как ее творческая и личная жизнь. Последний перформанс пройдет с живой музыкой и черным юмором. Марина хотела бы, чтобы на похоронах ее близкая подруга Энтони Хегарти, солистка «Antony and the Johnsons», спела песню «I Did It My Way» («Я сделала по-своему»).

Марина Абрамович

Фото: en.wikipedia.org

Абрамович предстанет в красочном платье, причем сразу в трех «лицах». Она собирается похоронить три своих тела (два из них, конечно, будут фальшивыми) в трех разных городах, с которыми связана ее судьба. Это Белград, где она родилась, Амстердам, где она познакомилась с Улаем, ставшим ее спутником и соавтором на 12 лет, и Нью-Йорк, куда она перебралась после расставания с Улаем и где началась ее новая глава творчества. А где именно будет находиться настоящее тело — останется тайной.

***

Художники ХХ и ХХI века пересматривают отношение к смерти и способ остаться в вечности. Теперь сам ритуал погребения может стать актом искусства и вписать имя художника в историю.

Источник: mk.ru

Похожие записи