ПОСЛЕДНЕЕ
Петр Тодоровский получил награду имени Хуциева

Петр Тодоровский получил награду имени Хуциева

На фестивале «Сталкер» вспоминали, как академика Сахарова уважали Хрущев и Брежнев

На XXVIII Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер»  вручили необычные награды. Среди лауреатов — Александр Филиппенко не как актер, а как герой документальной картины. Награды получали бывший бизнесмен, спасающий бездомных, те, кто пытается сказать свое слово в защиту обездоленных и о самом главном в нашей драматической жизни. 

Петр Тодоровский-младший получил спецприз им. Марлена Хуциева. Фото — Ирина Кретова

Актер Александр Филиппенко стал героем документального фильма Евгения Цымбала. Он так и называется «Александр Филиппенко». Есть такая традиция у «Сталкера» — отмечать героев документального кино. Увидев на экране фрагменты своих давних выступлений, Филиппенко очень эмоционально отреагировал: «Это все было в прошлом веке!», а завершил выступление словами: «Спасибо, я ваш».

Президент фестиваля, кинорежиссер Вадим Абдрашитов вспомнил, как они когда-то учились в техническом вузе, и уже тогда Филиппенко был «сдвинут на русской литературе». «Вся энергетика, которая идет с экрана и сцены, ее потенциал вырабатываются, поскольку сам  Александр предан русской литературе и русскому языку, — считает Абдрашитов. —  Он всю жизнь занимался просветительством в высшем смысле этого слова. И перед началом сегодняшней церемонии читал нам стихи Кирсанова. Когда мы вместе учились, он нас просвещал. Только вышел томик Пастернака, только отпечатали «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, и Александр  тут же их нам зачитывал, делился своей любовью и восторгом». 

Аналогичную награду мог бы получить и Емилиан Сосновский — как герой документального фильма «Ноев ковчег» Григория Курдяева. Однако вышел он на сцену за призом кинопрессы, присужденным картине. В состав это жюри входила правозащитница и журналист «МК» Ева Меркачева. 

Вручая награду Емилиану Сосновскому, создавшему сеть приютов для бездомных, она назвала его человеком, который все поставил на карту. От него едва не ушла жена, но потом она же призналась, что ее муж стал лучше, благодаря своей новой деятельности.  

«Я давно знаю Емилиана и его подопечных, — сказала Ева. — Сложно снять фильм про бездомных так, чтобы  бы это был красиво,  потому что не всегда это красивые люди, не всегда они  хорошо говорят. Важно было показать, что каждый из них достоин счастья». 

Александр Филиппенко с президентом фестиваля Вадимом Абдрашитовым. Фото — Ирина Кретова

Сам Емилиан говорил о своих подопечных, как о людях с переломанными судьбами. «Для меня было открытием, что они готовы трудиться, чтобы выбраться из этого состояния. Но наши законы не приспособлены к тому, чтобы у этих людей была  полноценная жизнь. 

Все наши попытки что-то изменить натыкаются на равнодушные ответы профильных министерств. У нас 26 приютов, где живут 1200 бездомных. Но без изменений в законодательстве бездомным можно только что-то на улице подавать. А это не выводит их из состояния бездомности». 

Емилиан благодарил журналистов и документалистов, которые только одни и помогают пробить равнодушие чиновников. 

Член жюри, правозащитник и кинорежиссер Алексей Симонов напомнил о том, что фестиваль держится 28 лет, а жюри вымирает. Имена тех, с кем  еще недавно можно было обсуждать фильмы, «ушли в призы». Спецприз им. Георгия Жженова, «великолепного человека и многогранного актера, хорошего и уважаемого зека», как выразился Симонов, достался документальному фильму «Мой дед — цыган Шапиро» Игоря Холодкова. Историю главного героя, дипломата и политкаторжанина Михаила Шапрова  рассказал его внук – сценарист фильма и автор «МК» Андрей Райкин. 

Член жюри кинопрессы Ева Меркачева вручает награду Емилиану Сосинскому. Фото — Ирина Кретова

Еще одна именная награда в честь писателя и правозащитника Анатолия Приставкина вручена Евгению Ткачуку за главную роль в фильме «Один настоящий день» (режиссер Георгий Шенгелия). Впервые он его увидел на «Сталкере» вместе со зрителями. Актерская награда на этом фестивале сама по себе редкость,  поскольку не предусмотрена регламентом. Однако несколько лет назад прецедент уже был и связан он с Евгением Ткачуком, чья работа в фильме «Зимний путь» тогда тоже поразила жюри.  

Спецприз имени многолетнего президента фестиваля «Сталкер» и Гильдии режиссеров, классика мирового кино Марлена Хуциева был вручен Петру Тодоровскому-младшему за фильм «Здоровый человек» с Никитой Ефремовым в главной роли. Дед лауреата – легендарный Петр Ефимович Тодоровский — в молодые годы работал оператором на картинах Марлена Хуциева. Много лет они дружили. Теперь нет уже ни того, ни другого. Так что награда для младшего Тодоровского особенная еще и в этом смысле. 

«Герои нашего фильма – поисковики «Лизы Алерт»,  волонтеры онкоцентра, – сказал Петр Тодоровский-младший. – У меня  была счастливая возможность с ними общаться, учиться у них.  Я бы хотел посвятить награду людям,  для которых помогать другим жизненная потребность. Как я узнал, работая над нашей картиной, их становится все больше, и в наши времена это вселяет надежду». 

Спецприз Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев за «Нелегала» получил режиссер Дмитрий Давыдов, приехавший из Якутии. Его герой – молодой парень из Киргизии, которого судьба забросила в Якутию. Жизнь любого мигранта тяжела, и режиссер честно и жестко показал, что ждет такого человека на его родине. «Этот фильм мы делали семь лет. Каждый должен знать, где его земля и его дом, — сказал Дмитрий, принимая награду.  

«Сталкера» за дебют удостоена картина «Рядом» дебютантки Тамары Дондурей. Как сказала продюсер фильма Екатерина Филиппова, это фильм о поколении тридцатилетних, их отстраненности и в определенном смысле неэффективности в существующей действительности, о попытке найти себя в этом мире.

«Сталкера» за лучший игровой фильм получила Яна Климова-Юсупова за «Просточеловека» (название пишется в одно слово), герой которого нашел оставившую его в детстве мать, и это перевернуло всю его жизнь. У картины очень сложная судьба, и это был практически первый публичный показ, вызвавший огромный интерес у зрителей

Лучшим документальным фильмом стал «Андрей Сахаров. По ту сторону окна» Дмитрия Завигельского. Картина также получила награды от жюри кинопрессы и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Сценарист и правозащитик Борис Альтшулер получил три награды за фильм об Андрее Сахарове. Фото — Ирина Кретова

Трижды за призами поднимался на сцену соавтор сценария, правозащитник Борис Альтшулер, лично знавший академика Сахарова. Вручавший награду Вадим Абдрашитов назвал фильм толковым, ясным по мысли. Он говорил о роли личности в истории, по вине которой могут происходить самые ужасные вещи. Калибр академика Сахарова, по словам Абдрашитова, четко заявлен на экране. Удивительно, что его меморандум, ходивший в самизадате, читал Брежнев, благодаря чему кое-что в жизни общества  изменилось.  

Борис Альтшулер вспоминал разговоры с Сахаровым, его высказывания, которые изучали на высшем уровне даже в период ссылки. Об этом свидетельствуют рассекреченные документы КГБ. Брежнев Сахарова боготворил, по словам Альтшулера. Такого авторитета как у него больше ни у кого не было. Даже Хрущев назвал Сахарова нравственным кристаллом среди ученых. «Хочу развеять миф, будто Сахаров служил советской власти, а после 1968 года стал диссидентом и оппозиционером.  Не было этого переходя. Сахаров всегда служил своей стране. Его прадед — священник Николай Сахаров — носил молитвенник с надписью: «Никого не оскорбляй». И Андрей Дмитриевич придерживался этого правила, ценил каждую отдельно взятую жизнь. Сахаров испытывал бы боль в сегодняшней трагической ситуации, как  и все мы ее испытываем», — Альтшулер говорил ярко и много, и эффект был такой же, как когда-то на съезде народных депутатов, которые захлопали академика Сахарова.   

Источник: mk.ru

Похожие записи