Открылась выставка номинантов первой премии Анатолия Зверева

Открылась выставка номинантов первой премии Анатолия Зверева

Милиционера-оппозиционера и раскаты наивности показали в подземелье

К 90-летию Анатолия Зверева музей его имени учредил премию для современных художников. Согласно условиям конкурса, произведения не должны быть ранее показаны публично. Принимались эскизы и идеи, вписывающиеся в концепцию смотра, который проходит под девизом «Жизнь скована, искусство свободно». Эта цитата из автобиографии художника Зверева (переформулированное им кредо мирискусников), как никогда актуальна сегодня. Выставку номинантов, представленную на «Винзаводе», оценил «МК».

Фото: Мария Москвичева

Сегодня слово «свобода» чаще фигурирует в названиях арт-проектов, и в этом смысле Премия Зверева не стала исключением. Но дело здесь не в моде, а в скованности, которая существует в государстве и обществе, в запросе на свободу. И искусство остается тем парадоксальным островком, где можно говорить о свободе метафоричным, художественным языком. Так о чем же получился этот островок свободы?

Проект начинается с темы, которая выше человеческих страстей и политических игр, — с природы. Перед нами медиаработа Марины Алексеевой «Двери закрываются». Зритель оказывается между двух видео, на которых движутся вагоны метро, забитые людьми. Из одного, винзаводского подземелья, мы переносимся в другое, где бываем каждый день, чтобы остановиться и задуматься о том, что природа теряет свободу под влиянием человека. В какой-то момент вагоны замедляют движение и вместо толпы в окнах возникают пейзажи, но двери так и не открываются на остановке.

Фото: Мария Москвичева

Природный ландшафт становится эпицентром действия и в работе Сергея Прокофьева «Фейерверк на болоте». В темном зале, который ответвляется от основного пространства, в тумане, среди деревьев раздаются взрывы и разлетаются искры. «Интенсивность происходящего настолько высока, что сознание не успевает деконструировать образ этого события… Важно непосредственное проживание опыта, в котором может раскрыться абсолютная реальность», — поясняет автор, оставляя зрителя в задымленном поле интерпретаций. Маяна Насыбуллова тоже обращается к природе, чтобы поговорить о жизни. Над головой нависает облако, из которого торчат белые молнии. Стоя под ним, можно послушать истории из повседневной жизни автора, полные ностальгии и тихой печали. Работа «Раскаты наивности» — об обманчивости памяти, незаметной, но неумолимой трансформации реальности. «Вступительное слово» о природе завершает работа Егора Федоричева «Немое зарево», похожая на своеобразный цветной занавес.

Фото: Мария Москвичева

А дальше мы переходим к более насущным темам. Вопросу о равных правах и положении женщин посвящена работа Меле Агант. Истории успеха и сложностей дам, занятых «мужскими» профессиями, рассказаны компьютерным мужским голосом, чтобы подчеркнуть сохраняющуюся патриархальность общества. Тяжести советского наследия посвящена работа Владимира Потапова, который написал серию картин, а потом снял часть красочного слоя. Художник рассказывает, что подсмотрел прием у коммунальных служб, которые каждый год окрашивают заборы и будки: по этим слоям можно вести свое летоисчисление истории, как по кольцам на срезе дерева. Расцарапывая «тело» картин, автор вскрывает все болезненное и родное, что проявляется в новейшей истории, но имеет корни в прошлом. Валерий Гриковский рассуждает об исчезновении материальной культуры в цифровом мире. Его 3D-картина «Гибель богов 4.0», где изображены Маркс и Энгельс, собрана из старых книг, разрезанных на кусочки и прикрепленных гвоздями к плоскости.

Фото: Мария Москвичева

Семен Мотолянец обращается к теме протеста, изображая их разными цветами и напоминая о «цветных революциях». Протест — это всегда лозунг, выраженный словом. Художник предлагает свой, иной раз, абсурдные или отвлеченные варианты: например, «Милиционер-оппозиционер» или «Цветоделение». Александр Морозов говорит о волнообразности всех процессов в истории и жизни. Он создал из металла свою «Волну», похожую на гигантское инопланетное насекомое или растение. Скульптура отбрасывает на стену фантастическую тень, даже более выразительную, чем сама работа. Она и есть страх, который мы испытываем при приближении очередной волны, будь то пандемия или политические репрессии.

Фото: Мария Москвичева

Есть на выставке и совершенно психоделический зал. Здесь одна из немногих работ, хорошо знакомая арт-публике, — желто-синяя фотосерия Тима Парщикова. Однако для Премии Зверева автор сделал новый вариант. Этот цикл — своеобразный дневник художника о карантинном времени, когда все как мантру повторяли: «Мир никогда не будет прежним». Но время пандемии не родило в нас ничего нового, считает автор: «Только качели переживаний взлетали выше, амплитуда увеличилась». С ним спорит молодая художница Лера Лернер, которая построила рядом розовую кровать, куда можно прилечь и пообщаться со странным существом на потолке — «новообразованием». Девушка, и сама напоминающая инопланетянку (на открытие она пришла в массивных стразах на лице). Лера считает, что человечество ждет «трансвидовой переход». Илья Мартынов предлагает свою утопию — «Флаги». Он описывает ситуацию, когда человечество вымерло (из-за эпидемии или войны) и на Земле остались только животные. Они создали свои страны со своей символикой: так, на флаге Евросоюза вместо звезд появились лягушки, а на флаге США их заменили собаки.

Фото: Мария Москвичева

Выставка получилась разнообразной, при этом большая часть работ не связана с политической повесткой дня, хотя многие работы навеяны карантинными переживаниями. Проект о свободе в более широком контексте, охватывающем разные стороны нашего бытия.

Источник: mk.ru

Похожие записи