ПОСЛЕДНЕЕ
Новый фильм Авдотьи Смирновой произвел невероятное впечатление на зрителей

Новый фильм Авдотьи Смирновой произвел невероятное впечатление на зрителей

«Некоторые выходили из зала, не имея сил все это наблюдать»

На XXX фестивале российского кино «Окно в Европу», ставшем в отсутствие «Кинотавра» главным национальным фестивалем этого года, состоялась премьера нового фильма Авдотьи Смирновой «Плотник».

Кадр из фильма «Плотник». Фото: пресс-служба фестиваля

Картину показали вне конкурса, а представляли ее 12 членов съемочной группы, но, увы, без самой Авдотьи, находящейся за пределами страны и переживающей трудные дни, связанные с внезапной болезнью ее мужа Анатолия Чубайса. Удивительно, но многие участники фестиваля понятия не имеют об обстоятельствах ее жизни. Показ был поздний, затянулся почти до часа ночи и вызвал много личных переживаний у кинематографистов. Участники съемочной группы вспоминают, как спрашивали у Авдотьи, приступая к работе: «Такая трагическая история. Как же мы работать будем?» А она ответила: «Радостно». Так и случилось. «Плотник» посвящается всем родителям неизлечимо больных детей.

Как сложится судьба режиссера в таких обстоятельствах, когда она находится вне родной страны, сложно прогнозировать. Но даже если бы ничего этого не было, все равно прокат был бы под вопросом, поскольку это абсолютно некоммерческая история, а тяжелое кино ни продвигать, ни смотреть у нас не хотят.

Анна Рыцарева, сыгравшая роль матери, говорила, что после прочтения сценария ощутила мурашки во всем теле, «воду в глазах». «Это уникальная роль для актрисы, постоянно заставляющая задумываться о жизни. Я впервые вместе с вами посмотрела картину и представляла ее иначе, когда читала сценарий».

Некоторые зрители выходили из зала, не имея сил все это наблюдать. А кинематографисты были под сильным, почти физиологическим впечатлением, делились историями из своей жизни, как и сами едва выжили в борьбе с раком. Говорили о том, как меняется человек не в лучшую сторону в такие моменты, как вскипают злость и раздражение в отношении тех, кто рядом и готов помочь. Люди перестают себя контролировать.

Сценарий написан Авдотьей Смирновой совместно с писателем Мариной Степновой. Что их побудило обратиться именно к этой истории, никто из ее группы объяснить не смог. Авдотья занимается проблемными детьми, помогает их семьям, но это совсем другого рода заболевания, не то, какое показано в фильме. «Плотник» рассказывает о жизни обычной семьи Осиповых из Ульяновска, каких тысячи. Неожиданно у маленького сына появляются по всему телу шишки. Врачи бессильны и в России, и в Германии, куда несчастное семейство отправляется на обследование, продав свое единственное жилище. У мальчика редкое заболевание. Мышцы каменеют, и ребенку нельзя ударяться, поэтому отец заматывает все металлические предметы тряпками. Его мать выглядит как идиотка — она радуется, что у сына не рак. Ей и в голову не приходит, что есть заболевания пострашнее, и они неизлечимы. Таких случаев десяток на весь мир, и ее ребенок попал в эксклюзивную группу. Обычно в таких случаях отец оставляет семью, а здесь он проходит весь путь до конца, не бросив, не предав сына.

Сергей Уманов представлял фильм в Выборге.

Фото: Геннадий Авраменко

Родителей сыграли Анна Рыцарева и Сергей Уманов, представлявший в Выборге помимо «Плотника» еще две картины — игровые «Волны» Михаила Брашинского и документальную «Хлеб, «Север», Кобальт» Сергея Дебижева о блокадном Ленинграде. Доктора-экспериментатора, оказавшегося последней надеждой отчаявшихся людей, сыграл великолепный Алексей Филимонов. Он же снялся у Авдотьи Смирновой в роли Вертинского в одноименном сериале.

Авдотья пригласила оператора Дениса Клеблеева — ученика Марины Разбежкиной, опытного и талантливого режиссера документального кино, снявшего фильмы «Алиса. Волнение» об Алисе Фрейндлих и игровую «Нууччу». Денис рассказал «МК»: «Мы с Авдотьей раньше не были знакомы, но она увидела несколько моих фильмов. Особенно ей пришелся по вкусу «Король Лир», и она решила привнести что-то подобное в свою картину. Задача была такая — сделать максимально простой стилистику, поскольку история сама по себе очень сильная». Ульяновск, где проходили съемки, произвел на Дениса впечатление сильными «ветряками», полетом майских жуков. А на зрителей производят впечатление образы Ленина. К его памятнику, как к святыне, приходит героиня Анны Рыцаревой. Ее мать работает в ленинском мемориале, и дочь воспитана соответствующим образом. Ленину можно приносить записки, чтобы исполнились заветные желания, чтобы помог исцелить ребенка. Он как Стена плача. А потом в него полетит мусорный пакет — не оправдал чаяний.

Авдотья изначально закладывала ассоциации со Святым семейством, готовым принести в жертву собственного ребенка во имя спасения других детей. Об этом, по словам Анны Рыцаревой, она говорила с актерами. Для Сергея Уманова, талантливого артиста из Петербурга, работающего в «Небольшом драматическом театре Льва Эренбурга», столяра-краснодеревщика по первому образованию, «Плотник» стал человеческим испытанием. «Я немало пожил на этом свете, потерял близких. Этот фильм для меня как разговор с уже ушедшими дорогими людьми, с мамой, которой нет. Когда она уходила, я был рядом, провожал ее «туда». Она называла то, что с ней происходило, нехорошей болезнью. С Авдотьей я знаком со времен ее фильма «Связь» и потом снимался во всех ее картинах. У нас хорошие отношения. Авдотья прекрасно пишет, и я согласился сниматься. До начала съемок она меня заставила научиться водить машину, но в фильме ничего этого нет. Я впервые смотрел фильм и переживал, что этот кусок убрали и этот. Но есть как есть, другим фильм не будет», — говорит Сергей Уманов.

Удивительно, что совсем простая и бесхитростная картина, не всегда, казалось бы, убедительная, которой не хватило пронзительности, производит очень личное впечатление на многих зрителей, заставляя вспомнить о собственном опыте и истории болезни.

Источник: mk.ru

Похожие записи