ПОСЛЕДНЕЕ
Не только «Новая Москва»: в Третьяковке покажут разного Юрия Пименова

Не только «Новая Москва»: в Третьяковке покажут разного Юрия Пименова

«Он очень тонко чувствовал время»

8 сентября в Новой Третьяковке открывается ретроспектива Юрия Пименова, любимого публикой за легкие, прозрачные и романтические сюжеты, самый известный из которых — картина «Новая Москва». На выставке представят 170 экспонатов, среди которых 85 живописных работ, 73 листа графики и 8 воспроизведений на металле несохранившихся работ. Проект заново открывает классика, чьё имя гремело с 1920-х.

Фото: Мария Москвичева

«Пименов очень тонко чувствовал время», — заметила на пресс-показе директор Третьяковкой галереи Зельфира Трегулова, и с ней сложно не согласиться. Выставка начинается с ранних авангардных работ. Среди них и полотно «Даёшь тяжелую индустрию!», которое было представлено в 1928 году на Венецианской биеннале. Автору тогда было 23 года. Здесь же картина «Футбол», на которой изображены три игрока, оторвавшиеся от земли в «погоне» за мячом. Подобный сюжет есть и у Александра Дейнеки, соратника Пименова по арт-объединению ОСТ. Пименов вышел из творческого союза ещё до его официального закрытия и вскоре кардинально изменил стиль. В 1932 году, через полгода после женитьбы на Наталье Бернадской, художник пережил «психологический кризис», как указано в биографии, открывающей выставку. Причины и подробности того сложного для мастера периода до сих пор окутаны тайной. Возможно, он понял, что авангард — это тупиковый путь. Или боялся за семью, ведь время было непростое — начались репрессии. Так или иначе, в 1932 году он уничтожил многие свои работы. Некоторые даже забрал из музеев, заменив на новые — в стиле импрессионизма. Теперь 8 таких картин восстановлена по публикациям в журналах тех лет. Они воспроизведены на зеркальном металле и представлены на синих фальшстенах, то есть выделены из основной экспозиции. Сохранилась, правда, картина «Футбол», написанная как раз в ранней авангардной манере, и уцелела она чудом, потому что уехала в Астраханский художественный музей. Сейчас она прибыла как раз оттуда приехала в Москву.

Фото: Мария Москвичева

К доромантическому периоду так же относятся несколько работ, изображающих солдат Первой мировой. «Инвалиды войны» потрясают и ужасают — это совсем другой, непривычный Пименов. Работа написана в экспрессивном стиле, а ее герои напоминают зомби. В следующем зале зритель найдёт знаменитую «Новую Москву», где девушка едет в кабриолете с открытым верхом. Таких машин в то время в СССР можно было сосчитать по пальцам одной руки. Эта самая знаменитая работа художника — не только задаёт тон всему его последующему творчеству, наполненному легкостью и романтикой, но и многое говорит о времени, когда роль женщины в обществе сильно изменилась. Заметим, что работа написана в 1937 году — год самых жестоких репрессий. Но художник рисует другую сторону жизни — то величие, прогресс и надежду, которая тоже витала в воздухе.

Девушка в кабриолете — это жена Пименова. Ее же образ в аналогичном сюжете изображен на Картине военных лет, только там девушка едет мимо развалин города, уничтоженного войной. «Новая Москва» изображает город после дождя и этот лейтмотив можно увидеть в работах последующих лет.

Завершается выставка эскизами, афишами и картинами, созданными для кино или театра (или под впечатлением работы в этих областях). Театр стал отдельной страницей жизни мастера, он написал книгу о нем.

Фото: Мария Москвичева

Отдельный зал в центре выставки — мультимедийный, здесь показано масштабное полотно, экспонировавшееся в Нью-Йорке. К сожалению, его состояние оставляет желать лучшего и его не смогли привести из Русского музея в Третьяковку.

Выставка продлится до января 2022 года.

Фото: Мария Москвичева

Источник: mk.ru

Похожие записи