ПОСЛЕДНЕЕ
Накануне юбилея режиссеру «Белорусского вокзала» пришлось постоять за свою картину

Накануне юбилея режиссеру «Белорусского вокзала» пришлось постоять за свою картину

Андрею Смирнову исполнилось 80, но он еще на коне

Восемьдесят лет исполнилось 12 марта советскому и российскому режиссеру, сценаристу и актеру Андрею Смирнову. Его главной картиной по-прежнему остается «Белорусский вокзал», снятый в 1970 году. В отличие от многих других кинематографистов, которые считают себя заложниками одной роли или одного фильма, обеспечившими им успех, Смирнов жертвой себя не чувствует. Он умеет жить полной грудью, радоваться каждому дню и остается одним из немногих режиссеров, продолжающих успешно снимать в таком солидном возрасте.

Фото: Геннадий Черкасов

Накануне юбилея к Смирнову обратился с весьма сомнительным предложением Тигран Кеосаян, задумавший сделать нечто вроде ремейка «Белорусского вокзала» и героями, прошедшими Афганистан. Смирнов, как и следовало ожидать, разрешения на использования сюжета не дал. Поговорил так, что запомнится та беседа надолго. Он умеет быть резким и выдать правду-матку, когда другие молчат.

Родился Андрей Смирнов в Москве в 1941 году в семье писателя Сергея Смирнова, автора «Брестской крепости». Он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился у Михаила Ромма. Многие удивляются, что всю жизнь он дружит со своим однокурсником Андреем Кончаловским. Они, к тому же, и тезки – оба Андреи Сергеевичи. Как снимет кто-то из них новый фильм, сразу же показывает другу. Кончаловский в числе первых посмотрел недавнего «Француза» Андрея Смирнова. А Смирнов – «Грех» и «Дорогих товарищей» Кончаловского. А свой первый фильм «Пядь земли» Смирнов снял совместно с Борисом Яшиным в 1964 году по одноименной повести Григория Бакланова.

В отличие от Кончаловского его режиссерская фильмография не такая обширная. Паузы между фильмами были огромными. До последней по времени картины «Француз» Смирнов «молчал» восемь лет. Все время были какие-то трудности – то идеологические, то финансовые. Его короткометражка 1967 года «Ангел» по рассказу Юрия Олеши оказалась «на полке», и только через 20 лет стала доступна зрителю. Цензоры усмотрели опасность в том, как молодой режиссер трактовал события Гражданской войны. Сама Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры, пообещала молодому режиссеру помочь в смене профессии. А ему казалось, что ударили камнем по голове.

Его картина «Осень» тоже считалась опасной, хотя рассказывала о любви мужчины и женщины, правда, с некоторыми нюансами, которые тоже не вписывались в нравственные ориентиры 1970-х. В 70-е вышла и его картина «Верой и правдой».

После огромной паузы Смирнов снял в 2011 году «Жила-была одна баба», над сценарием которой работал около десяти лет, а замыслу было и того больше — все-таки охвачены Первая мировая и Гражданская войны. Андрей Смирнов фактически спас молодую и талантливую актрису Дарью Екамасову, которая подумывала об уходе из профессии. А он взял и пригласи ее на главную роль. Так Дарья осталась в профессии. Был еще документальный проект «Свобода по-русски».

А в 2019-ом вышел «Француз». Он выдвинут на кинопремию «Ника», которую вручат 25 апреля. А снят он о французском студенте Пьере Дюране, приехавшем в 1957 году на стажировку в МГУ. Он разыскивает арестованного в 1930-е годы отца. Себя Смирнов считает младшим шестидесятником, и это очень важное обстоятельство для понимания его картины. Посвящена она памяти советского диссидента Александра Гинзбурга и его друзей, всем, «кто хотел жить не по лжи». Жена Андрея Смирнова – актриса и продюсер Елена Смирнова-Прудникова, снимавшаяся в фильмах «Два капитана», «Вариант Омега», стала продюсером «Француза». Год назад они вместе с Андреем Сергеевичем приезжали на Роттердамский кинофестиваль представлять картину и с такой радостью ходили на фестивальные показы, радовались каждому мгновенью.

Все знают, что зять Смирнова – Чубайс, а потому не могут понять, почему режиссер постоянно ищет деньги на кино и с большим трудом их находит. А у Смирнова действительно всякий раз беда. Когда приступал к съемкам «Француза» весной 2016-го, лопнул банк, где хранились собранные на фильм средства. Дело встало, потом группу собирали почти через год.

Как актер Андрей Смирнов был очень востребован. Он сыграл писателя Бунина в «Дневнике его жены» Алексея Учителя по сценарию своей дочери Авдотьи Смирновой, работал с Андреем Звягинцевым в «Елене». Согласился сниматься в картине молодого режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», сыграв представителя вымирающего бандитского класса. Работал у Владимира Бортко в «Идиоте», у Глеба Панфилова в сериале «В круге первом». Почти всегда его привлекает к работе дочь Авдотья Смирнова, а теперь и сын. Дети Смирнова активно работают в кино, участвуя в проектах друг друга самым неожиданным образом. 

Сын Смирнова – Алексей Смирнов – стал режиссером. Он дебютировал в кино сериалом «Садовое кольцо» и пригласил на небольшую роль сторожа на штрафстоянке отца. Но старшему Смирнову работа в фильме сына как манна небесная. До этого они вместе снимались в документальном проекте «Династия», посвященном 400-летию Дома Романовых, а потом сыграл в картине Авдотьи Смирновой «История одного назначения» поручика Колокольцева и его строгого отца.

В ближайшее время Авдотья Смирнова приступит к съемкам фильма «Плотник» о жизни людей с инвалидностью. Сценарий написала во время пандемии совместно с автором романа «Женщины Лазаря» Мариной Степновой. Их героями станут супруги Осиповы. Это обычная семья из Ульяновска. У них есть сын, и все было бы прекрасно, если бы он не заболел. Двигателем жизни в сложной ситуации станет глава семьи – провинциальный плотник. Так что Андрею Сергеевичу, наверняка, скоро предстоит поработать в этой картине. Смирновы друг друга никогда не забывают.

Источник: mk.ru

Похожие записи