ПОСЛЕДНЕЕ
На Открытом российском кинофестивале в Сочи названы имена победителей

На Открытом российском кинофестивале в Сочи названы имена победителей

Жюри под руководством Чулпан Хаматовой присудило главную награду фильму Николая Хомерики

Открытый российский кинофестиваль в Сочи завершился победой фильма Николая Хомерики «Море волнуется раз». А исполнившая в нем главную роль  Ольга Бодрова — дочь Сергея Бодрова-младшего — награждена как лучшая актриса. Таков выбор жюри под руководством Чулпан Хаматовой. Редкий случай, когда он в главном не разочаровал.

Фото: Геннадий Авраменко

Любопытно, что в тот же день на крупнейшем международном киносмотре в Сан-Себастьяне главную награду в программе «Новые режиссеры» получила  «Ничья» Елены Ланских, оставшаяся в Сочи без призов. Теперь эта картина о 14-летней девочке, родившей ребенка, попадет в европейский прокат. В Сочи в этом году было  много фильмов про девочек, но  главную награду получила картина про мальчика и девочку. Спустя 12 лет после «Сказки про темноту» Николай Хомерики вернулся на «Кинотавр», чтобы представить «Море волнуется раз» по сценарию, написанному с  Александром Родионовым. Молодые герои, которых сыграли Ольга Бодрова и Валерий Степанов, поселяются в лесу в  заброшенном доме, чтобы разобраться  в своих чувствах. Однажды они встретят немолодую пару и удивятся: как будто это они сами, спустя много лет. Девочку Сашу во сне постоянно накрывает волна, мучают страхи. Николай Хомерики исследовал сны своей жены,   чувства, которые из связывают после восьми лет брака. Получилась дышащая жизнью картина, наполненная любовью и человечностью, а не мертворожденная конструкция. У нас либо царит всепобеждающий гламур, либо кромешная физическая и духовная нищета. Но свет  появляется во тьме, и сразу несколько режиссеров — Николай Хомерики, Наталья Кудряшова, Лена Ланских, Виктор Рыжаков — снимали в  сумрачном и таинственном лесу. И это  как прорыв в другую жизнь. 

Жюри отметило спецдипломом «За вдохновение и нежность безумия»  «Герду» Натальи Кудряшовой,  которая тоже  про девочек, как и про страшную российскую жизнь вдали от столиц. Картина уже принесла награду на фестивале в Локарно за лучшую женскую роль дебютантке и модели из Минска Анастасии Красовской.  Режиссеры все чаще находят актеров в Инстаграме, модельных агентствах. Да и Инстаграм  многим зрителям дороже того, что они видят на экране. Наверное, поэтому они не отрываются от телефонов во время показов. А то, что происходит это в залах, где присутствуют  кинематографисты,  — настоящая катастрофа. Уважения к труду коллег нет. Никакие запреты со стороны организаторов не действуют. Так и смотрим кино сквозь мерцание мобильников.  

Кино о девочках сняла и драматург Любовь Мульменко, дебютировавшая в режиссуре фильмом «Дунай». Она отправила неприметную русскую девушку в Сербию, где можно вольно жить, не думая о жестком графике, не строя планов. Представители самых разных кинопрофессий просто рванули в режиссуру. У Любови Мульменко было  ощущение, что  она приехала на войну, а когда  вернулась,  почувствовала нехватку военных действий. Кино она давно хотела  снять, но нужен был материал, который  «невозможно было никому делегировать», только делать самой. Опыт показался в большей степени интересным, чем страшным. Оператор Роман Васьянов, активно работающий в России и Голливуде, снимавший «Стиляг» Тодоровского и «Отряд самоубийц», тоже вкусил прелести режиссуры, экранизировав роман Алексея Иванова «Общага-на-Крови». После чего он признался, что пережил ад и готов носить режиссеру кофе и яичницу. Его «Общага» отмечена как лучший дебют и снималась не про поколение в 80-х, как в романе, когда сам Роман был еще ребенком, а как  «древнегреческая история, которая разгорается на просторах общежития».

«Нуучча» талантливого дебютанта Владимира Мункуева отмечена за лучшую режиссуру и уже имеет престижную награду восточно-европейского конкурса в Карловых Варах. Молодой бурятский режиссер родился  в Якутске, окончил  Московскую школу кино, где его мастером был Борис Хлебников. Он и стал продюсером картины,  поставленной по роману польского писателя и этнографа Вацлава Серошевского о Якутии XIX века. Но снимали не якутское кино в общепризнанном уже смысле,  просто отправились в Якутию, чтобы рассказать о чем-то более глобальном, в том числе и о колониальном менталитете русского человека.   

Фото: Геннадий Авраменко

За операторское мастерство отметили Николая Желудовича из Беларуси, завораживающе снявшего пейзажи Приднестровья в «Молоке птицы» Евгения Марьяна. Николай также работал на картине «Море волнуется раз» и сумел снять самый обычный лес как нечто фантастическое.

Еще один дебютант в игровом кино и опытный документалист Евгений Григорьев представил «Подельников», где отмечена наградой за лучшую мужскую роль работа Павла Деревянко. По словам Григорьева, единственное удовольствие в игровом кино — в артистах, которые его наполняют, а документальное кино остается самой крутой ветвью кинематографа. Павел Деревянко сыграл неуправляемого, стихийного и опасного  человека, живущего в глухой уральской деревне. Актеру пришлось освоить специально написанный лингвистом для фильма язык, и в этом чувствуется влияние худрука проекта Алексея Федорченко. 

Фото: Геннадий Авраменко

«Медею» Александра Зельдовича, снявшего кино из чувства неосознанного протеста против всеобщей политкорректности и по античному мифу, перенесенному в наши дни, про желание, которое как бензин движет миром, отметили за музыку, написанную Алексеем Ретинским. Главная героиня — девушка, окончившая институт химических технологий, поэтому она так тонко чувствует химию души, по версии режиссера.  

 «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, совсем недавно участвовавший в конкурсе Венецианского кинофестиваля, из-за которого  на «Кинотавре» полыхали страсти, которому многие предрекали сокрушительную победу, а другие приравняли к разряду красивой упаковки, получил награду за лучший сценарий. По признанию авторов,  все их фильмы питаются собственными страхами, а генеральный страх —  оказаться на месте жертвы и в то же время на месте мучителя. Жанр ретро-утопии развязывает руки и позволяет анахронизмы в деталях. Реалии 1938 года не сковывают, и сталинские опричники становятся героями наших дней. Жюри предпочло сложному построению безыскусную и мучительную историю про любовь. 

Фото: Геннадий Авраменко

Источник: mk.ru

Похожие записи