На фестивале «Кинопроба» в Екатеринбурге показали фильмы начинающих режиссеров

На фестивале «Кинопроба» в Екатеринбурге показали фильмы начинающих режиссеров

Разговоры кавказских мужчин и ранимая душа силовика

В Екатеринбурге в 18-й раз прошел Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». Три профессиональных жюри и одно студенческое смотрели короткометражные работы начинающих кинематографистов со всего мира. Гран-при получила российская картина «Сухопутный брюхоногий моллюск» Бориса Веденского. Таким стал выбор жюри под руководством Сергея Урсуляка.  

Кадр из фильма «Сухопутный брюхоногий моллюск». Пресс-служба фестиваля.

Открывался фестиваль полнометражным «Асфальтовым солнцем» Ильи Хотиненко, родившегося и выросшего еще в Свердловске. Действие его отчасти автобиографического фильма  происходит в 1982 году. 13-летний Артем  занимается скейтбордингом, гоняет по городу на доске, как когда-то сам режиссер. Отец подростка – талантливый танцор – навсегда остается в Лондоне во время гастролей, и сын его не простит. Отца сыграл Олег Ягодин из «Коляда-Театра»,  музыкант, чья группа «Курара» выступала в день открытия.   

«Сухопутный брюхоногий моллюск» жюри отметило еще и потому, что это один из немногих социальных фильмов. Молодые режиссеры, как правило, не чувствуют нерва повседневности.  Главный герой служит в Росгвардии и с сослуживцами  проводит  обыск в квартире парня,  участвовавшего в митинге. Так оказалось, что в его сестру главный герой  влюблен. Он нарушит инструкцию, не «сдаст»  подругу и не сможет подбросить новую улику. Сумел ли  бы он это сделать, имея дело с чужими  для него людьми? Наверное, смог бы. В картине можно найти массу просчетов не только художественного свойства, но связанных с достоверностью жизни.  Но искренность и  важность высказывания оказались решающими.    

«Шум» Даура Ладарии сделан в Московской школы нового кино. А она ориентирована  на бессюжетный поток жизни, а не последовательное повествование. Само  понятие «нарратив»  воспринимается там как ругательство. В течение 26 минут идет разговор молодых кавказских мужчин, тех самых бездельников, воспетых  Отаром  Иоселиани. Они знакомятся в ресторане с двумя девушками и тоже говорят о всякой ерунде.  Ничего существенного не происходит, но так точно схвачены сложные состояния. Незначительная жизнь незначительных людей  оказывается вдруг притягательной. 

Не менее захватывающее застолье мы увидели в картине «На юг» Юань Юань из Нью-Йоркского университета. Маленькая девочка, преодолев с матерью сложный путь на мотоцикле по монгольской степи, приезжает  к отцу  в Китай. У него день рождения, собрались друзья, рядом его новая пассия, и девочку заставляют называть ее  «матерью». Чужая жизнь  пугает, и  получив от отца деньги, юная героиня спешит домой. Возникает лаконичный и о многом говорящий диалог: «Как прошел вечер?» – «Прошел».  

Старомодными по киноязыку оказались многие работы студентов ВГИКа и Высших курсов  сценаристов и режиссеров. Ни энергии, не страсти в них нет. Хотя были исключения. Вибрирующая и атмосферная картина «Море волнуется» Михаила Давыдова рассказывает о девушке, которая выросла без мамы. Ее  воспитала бабушкой. Героиня  живет мечтой поехать на Кубу, где  якобы живет ее мать.  Главную роль сыграла способная молодая актриса, и главное, что тонко переданы все те же сложные состояния, есть живая атмосфера и магия кино. 

В «Пхенце» Павла Пальшина по рассказу Синявского роль горбуна из коммуналки сыграл Тимофей Трибунцев, часто снимающийся в коротком метре.   На лице его героя прорастают странные цветы, напоминающие язвы. И сам он странный и внеземной. Только назойливая  соседка способна вернуть его в  земное измерение.    

Самыми яркими и живыми оказались не дебюты,  а учебные работы. Два фильма имели  маркировку каннской программы «Синефондасьон». Один из них  —  Neurim (по названию кибуца, где происходят события) режиссера Шейли Атари из Школы кино и телевидения Стива Тиша. Главная героиня с трудом передвигается на инвалидной коляске  после травмы и нескольких операций. К ней приходит физиотерапевт, с которым они учились в одной школе. Массаж незаметно становится эротическим, вспыхивает страсть, и у неуклюжей героини появляется надежда. Заканчивается все трагически и смешно.  

Вторая заметная картина — «Любовь к ближнему» Марка Белезная из  Будапештского университета им. Лоранда Этвёша.  19-летний  билетер знакомится в кинотеатре с молодой женщиной старше себя. Они обсуждают датский экзистенциальный фильм. Парень оказывается в гостях у новой знакомой. Но утро все расставит по своим местам, и герой моментально повзрослеет. Опять это сложные состояния, и кино про людей, не про схемы, которыми грешат многие молодые режиссеры.    

«Последний свисток» Кароля Линдхолма из Польши отмечен как лучший дебют. Картина радует  качеством изображения, цветокоррекцией, высоким профессионализмом. Зарубежные киношколы сразу этим выделяются. Два подростка вместе с деспотичным отцом живут в трейлере на берегу моря, занимаются плаванием и нацелены на рекорды. Но братья уже взрослые люди, вправе самостоятельно выбирать свой путь. И тут отец бессилен.  

Институт современного искусства представил фильм «Здесь жил и работал» Алексея Красноцветова о том, как в небольшом городке установили мемориальную доску на уровне третьего этажа. Хозяину квартиры хочется узнать, кто же здесь жил, но прочитать надпись невозможно. Когда удастся подогонать технику и  подняться к табличке, от эмоционального перевозбуждения он тут же забудет, что прочитал. Фильм напоминает анекдот, а сам режиссер позиционирует его как историю маленького и смешного подвига. Такого рода картины во множестве снимают начинающие режиссеры,  а по-настоящему глубоких и неожиданных высказываний  нет.  

Южнокорейский национальный университет искусств представил «Почему в Рождество так тепло?» Чой Ву Джина о парне,  который после несчастного случая обрел сверхспоспособности, стал  корейским Бэтменом.  Но вот беда – костюм его не согревает. Модный  дизайнер берется изготовить ему новый, чтобы удобно было спасать человечество. В людях живет жажда социальной справедливости, и ее воплощением становится тщедушный и смешной человек.   

На фестивале  подробно поговорили об азах кинопрофессий. Режиссер дубляжа Елена Шульман провела мастер-класс «Секреты дубляжа: люби, плачь, кривляйся». Юрий Феклистов, окончивший операторский факультет ВГИКа и всю жизнь посвятивший фотографии, рассказал о специфике своей работы. Он много снимал Бориса Ельцина и его семью,  и теперь одна из его фотографий, где Ростропович с автоматом в руках  находится в Белом доме во время путча 1991-го, вошла в экспозицию Ельцин Центра. Радостина Нейкова из Болгарии поведала о нетрадиционных техниках анимации – вышивке и тканевой аппликации, их использовании в создании образов мультипликационных героев. 

Сценарист Любовь Мульменко, работавшая на картинах «Верность», «Гипноз»,  «Купе  номер 6», «Разжимая кулаки», снявшая как режиссер фильм «Дунай», провела трехдневный тренинг по разработке сценариев, участники которого обсуждали синопсисы будущих фильмов. Португальский режиссер Мануэль Фернандо да Коста-е-Сильва устроил мастер-класс на тему «Как использовать карту истории для написания сценария». Он говорил о том, как планировать сценарий,  сделать его похожим на карту, чтобы потом уже возник окончательный вариант. Режиссер и видеохудожник Андрей Сильвестров провел спецкурс «Кино в музее».  

На фестивале работала лаборатория театрального критика Олега Лоевского,  где представлялись режиссрские эскизы по киносценариям Романа Поланского и  Кшиштофа Кесьлёвского. В течение шести дней по специальной методике создавались спектакли. 

Документалист Инна Лесина, родившаяся на Урале и живущая в  Израиле провела воркшоп  на тему «Как легко не снять свой фильм». Она говорила о том, как важно сохранять воспоминания: «Надо говорить с теми, кто рядом, дать им сказать и рассказать. Но сначала спросить. Это важно не только для кино, но и для жизни: для близости, для узнавания другого, тебе близкого, для расширения реальности. 

Но часто без вопроса нет ответа. Нет истории, воспоминаний. Все остается внутри, и это надежный несгораемый шкаф. Только сгорит все равно.

Мы все — такие шкафы. Не узнать легче, чем узнать. Не опоздать сложнее, чем опоздать. И очень легко пропасть без вести при жизни, потому что никто ни о чем не спросил». 

Участники киномастерской документалиста Елены Демидовой «Я живу в Екатеринбурге» тоже попытались рассказать о себе и своих близких, вглядывались  в город и его жителей, создавая коллективный портрет Екатеринбурга.  

Источник: mk.ru

Похожие записи