Маленькие странности больших художников: семь историй о причудах гениев

Маленькие странности больших художников: семь историй о причудах гениев

Говорят, все художники со странностями. А если конкретно? Как в быту проявляются особенности великих? Какие причуды были у художников, которые сегодня вписаны в историю мирового искусства? Микеланджело, например, спал всегда в одежде не более пяти часов и считал гигиену вредной, а Дали спал с ключом в руке. Малевич пел одну и ту же песню за работой, Энди Уорхол завел 25 котов, а Фрида Кало – целый зоопарк, где жила орлица по имени Гертруда Белое Дерьмо. Какие еще «пунктики» были у известных художников?

Леонардо и его сны по графику

Леонардо да Винчи отличался феноменальной работоспособностью и добился ее во многом благодаря четкому расписанию сна. Гениальный художник и изобретатель спал по 10–20 минут в сутки – каждые четыре часа. Такую систему теперь называют полифазным сном. Такой график сна и бодрствования позволял ему работать по 20-22 часов в сутки. Леонардо умер в 67 лет – по тем временам он считался долгожителем. 

Микеланджело и отрицание гигиены

Другой гений Возрождения – Микеланджело Буонарроти – тоже отличался завидной работоспособностью и спал не более пяти часов в сутки. Причем, делал он это, не снимая одежды и даже обуви. Порой, он не снимал сапоги неделями, и потом их приходилось сдирать вместе с кожей. Этому научил его отец: «Главное, береги голову, не кутайся чрезмерно и никогда не мойся!» (письмо от 19 декабря 1500 г.). Художник считал гигиену вредной и вообще не задумывался «о чистоте ногтей». Он считал, что, не снимая сапог и одежды его мышцы не расслабляются, а значит, проснувшись, он более работоспособен, да и время на одевание тратить не придется. Порой, в путешествиях он снимал койку для себя и своих учеников, и они спали все вместе. Дело вовсе не в интимных отношениях – обыкновенная экономия. Несмотря на принципиальное пренебрежение гигиеной, художник прожил до 88 лет.

Пикассо и его голуби 

Пабло Пикассо создал главный символ мира – голубя с оливковой веточкой в клюве. Художник и правда с детства питал слабость к голубям и был с ними на «ты». Дело в том, что его отец Хосе Руиса Бласко был учителем рисования и страстным любителем птиц. Он держал голубятню и занимался анималистикой – специализировался на реалистичном изображении голубей. Первые художественные опыты Пабло связаны с голубями: отец давал ему дорисовывать птичьи лапки. Повзрослев и разбогатев, художник и сам обзавелся голубятней – такой же, как была у его отца. Зная об особом отношении к птицам, Анри Матисс не раз дарил другу голубей, а тот потом их рисовал. Однажды в мастерскую художника зашел писатель Луи Арагон, который искал образ для афиши Конгресса движения за мир, и увидел портрет одной из птиц, подаренных Матиссом. Эта голубка и стала символом мира. Впрочем, сам Пикассо не считал голубей миролюбивыми созданиями. Он говорил: «Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!». А еще Пикассо любил пострелять, для чего всегда держал в своей мастерской ружье. Впрочем, палил он не по голубям, а в воздух. У каждого своя разрядка. 

Фрида Кало и зоопарк в «синем доме»

Мексиканская художница Фрида Кало жила в Мехико в «Синем доме» – здесь прошло ее детство, а после свадьбы она привела сюда мужа Диего Ривера. Они перекрасили дом и обустроили по своему вкусу. Здесь же Фрида умерла – в 1954 году. Это был ее мир, ее и Диего. Дом был необыкновенным, как и вся жизнь Фриды. Он до сих пор преподносит сюрпризы – в год 100-летия художницы там обнаружили две «секретные комнаты» с картинами, эскизами и документами. Во дворе дома, который теперь стал музеем, много растений и животных. Фрида и Диего завели собак, обезьян, индеек, голубей, рыб в прудике. А еще у Фриды был маленький олененок Гранисо, попугай Бонито и орлица Гертруда Кака Бланка – в переводе на русский – Гертруда Белое Дерьмо. В чувстве юмора ей не откажешь. 

Малевич и его «Тумбала Тумбала»

Создатель супрематизма Казимир Малевич был харизматичным человеком, как и любой художник, со своими странностями. Был у него и свой творческий ритуал: художник сначала долго обдумывал замысел картины, а потом быстро наносил краски на полотно, напевая один и тот же мотив: «Тумба-тумба, тумба-тумба…» – строчку из известной еврейской песенки. 

Энди Уорхол и котики

Король поп-арта Энди Уорхол был выдающимся фриком. Несмотря на то, что он закатывал чумовые вечеринки и снимал откровенные эротические фильмы, говорят, он так и остался девственником и всю жизнь (не считая времени в университете) прожил с мамой, а еще регулярно (как минимум дважды в неделю) ходил в церковь. Несмотря на то, что Энди был публичной фигурой и сделал свой образ иконой, он был очень стеснительным и закомплексованным – его бесил его нос и пятна на коже. Он пользовался косметикой и даже сделал «пластику» – изменил форму носа. О нем говорили, что он холоден как лед, однако братьев наших меньших художник очень любил. Уорхол завел 25 сиамских котов и всех назвал одним именем – Сэм. Только кошечку звали иначе — Гестер. Он изобразил всех их в своеобразной «книге художника», которая называется «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка».

Дали и его ключик к сюру

Сюрреалист Сальвадор Дали, как и Леонардо, практиковал короткий, или «рваный», сон. У него была своя система. Художник ее называл «секундной сиестой». Дали садился в кресло или ложился на диван, брал в левую руку ключ или ложку, зажимал между пальцев, а рядом ставил металлическую миску или тазик. Когда художник погружался в сон и расслаблялся, металлический предмет выпадал у него из рук и с грохотом приземлялся в миску. От громкого звука Дали просыпался и начинал писать только что увиденное видение. 

Источник: mk.ru

Похожие записи