ПОСЛЕДНЕЕ
Король Болливуда Шах Рукх Хан призвал молодых больше читать

Король Болливуда Шах Рукх Хан призвал молодых больше читать

При появлении кумира толпа ревела, казалось, что в мире что-то произошло

В столице эмирата Шарджа завершилась 41-я Международная книжная ярмарка. Под финал ее посетил король Болливуда, индийский актер и продюсер Шах Рукх Кхан (Шахрух Хан). Было ощущение, что случилось нечто невероятное — началась война или всемирный потоп. Сотни людей штурмовали подступы к павильону, толпились у большого экрана, слушая пламенную речь. Оказалось, что обращался к ним их кумир. Леонардо Ди Каприо, Джонни Депп, Дэниел Рэдклифф (исполнитель роли Гарри Поттера) вместе взятые не вызывают такого ажиотажа.

Фото: пресс-служба книжной ярмарки

На ярмарке Шах Рукх Кхану вручили награду как всемирной киноиконе и большому культурному деятелю. За тридцатилетнюю карьеру он снялся более чем в 80 фильмах. Речь Хана транслировалась на экраны прямо на улицу. Толпа ревела. Ничего особенного он не говорил, но внимали каждому его слову. В России уже несколько десятилетий индийского кино не показывают. Можно вспомнить разве что фильм «Меня зовут Кхан», произведенный Индией, ОАЭ и США, с его участием, который вышел в прокат в 2010 году. А в арабском мире и Азии Хан — божество. В Индии он ведет два шоу — аналоги «Как стать миллионером» и «Кто умнее пятиклассника». В Дубае у него дом, так что визиты звезды в ОАЭ не редкость. Ради него в павильоне книжной ярмарки расстелили красную дорожку такой длины, какой нет ни в Каннах, ни в Венеции. Собрался ревущий многотысячный зал. По дорожке прошел стройный 57-летний Шах Рукх Хан в темном классическом костюме. Он, кумир миллионов женщин, столько раз игравший на экране любовь, только в 2012 году впервые поцеловал свою партнершу на экране в фильм «Пока я жив».

Ничего особенного Хан не сказал, но проявил такой сумасшедший темперамент, что завел своих фанатов. Его речь распространили на сайтах, но чтобы ее прослушать, надо заплатить. У каждого свой бизнес. Актер говорил о том, как важны книги, и их надо не только читать, но понимать, как они пишутся, как обогащают душу. Он выразил признательность интеллектуальному сообществу, собравшемуся в дни ярмарки, и говорил о великой силе культуры. Он призывал сохранять честь и нежность сердца. Только тогда откроется все величие жизни, и в этом поможет Аллах и индийский философ Бхагван. «Все мы, независимо от цвета кожи, вероисповедания, независимо от того, какие песни поем и какие танцы исполняем, должны жить в любви, мире и согласии, способствовать процветанию культуры». Хан работает по 18 часов в день, и в Шардже он сказал: «Я не знаю, чем завершится день, но знаю, что важно достигнуть хорошего результата. Тогда множество людей примут и полюбят то, что я делаю». 

Звездой ярмарки стал и футболист Златан Ибрагимович, представлявший в разные годы миланский и барселонский клубы, бывший капитан сборной Швеции. У него боснийские корни, хотя родился он в Скандинавии. Он тоже может сказать: «Меня зовут Златан», и этим все сказано. Одна из его книг так и называется «Я — Златан Ибрагимович. Адреналин». На нынешней ярмарке была представлена его книга «Моя невыразимая история».

Почетным гостем нынешнего года стала Италия. Изображение Колизея, водруженного над раскрытой книгой, стало эмблемой фестиваля. Пока у нас разбираются с театром, где актер сыграл женскую роль, итальянская актриса, прилепив длинный нос, выходила к детям в облике Пиноккио. И в самом строгом арабском эмирате никому в голову не приходило дурных мыслей. Играла же Сара Бернар Гамлета, а мужчины японского театра кабуки до сих пор появляются в женском кимоно. Нельзя проявлять оголтелую дремучесть и видеть то, чего нет. Кстати, одна итальянская актриса играла сразу двух героев: автора «Божественной комедии» Данте Алигьери и его музу Беатриче. Сама она отнюдь не юная особа, а Данте — всего лишь скорбная маска у нее между ног. Но он нес свою богиню на плечах в самую гущу посетителей ярмарки, и они радовались появлению странного двойного персонажа как дети. 

На ярмарке представляли литературу на арабском языке и множество детских книг на английском. По просьбе московских друзей я попыталась узнать, нет ли романов или детективов на урду (один из индоевропейских языков). Представитель пакистанского стенда ответил: «Только Коран». И он представлен во всем блеске золотых страниц. Есть даже издания в форме бархатного куба, как в Мекке. Золотому Корану полагается золотая упаковка. Некоторые издания утопают в шелках и снабжены ароматическими плодами и лепестками.

Раритеты на ярмарке не уступают тем, что представлены в Музее исламской цивилизации. Это манускрипты XV–XVI веков, Коран из библиотеки Миланского католического университета, «Божественная комедия» Данте Алигьери, изданная в XV веке, издание медицинских трудов мусульманского философа и поэта Ибн Сины, известного как Авиценна. Одно из них относится к 1326 году. Тибетские сутры написаны золотом — по восемь строк на синих полосах плотной бумаги. И это как послание из XIII века.

Патрон ярмарки — эмир Шарджи Султан бин Мохаммед аль-Касими, полвека управляющий государством, ученый и поэт, говорил о том, что люди воспринимают Объединенные Арабские Эмираты как сильную торговую и экономическую державу, но редко знакомы с их литературой, хотя в стране немало талантов. Богатством нынешней ярмарки стали женщины, занимающие ключевые позиции в литературе и культуре.

Источник: mk.ru

Похожие записи