ПОСЛЕДНЕЕ
Гран-при каннского «Особого взгляда» достался картине на осетинском языке

Гран-при каннского «Особого взгляда» достался картине на осетинском языке

Режиссер фильма «Разжимая кулаки» Кира Коваленко не успела прилететь за наградой из Канады

74-й Каннский кинофестиваль объявит имена главных лауреатов вечером 17 июля. От жюри во главе с американским режиссером Спайком Ли можно ждать самого невероятного решения. В конкурсе участвуют российская картина «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, а также финская лента «Купе N 6» Юхо Куосманена, где снимались один  из самых востребованных российских актеров Юра Борисов и живущая во Франции российская  актриса Динара Друкарова. Накануне церемонии закрытия определились победители во втором по значимости конкурсе «Особый взгляд». Гран-при вручен российской картине «Разжимая кулаки» Киры Коваленко.  

Обладательница гран-при «Особого взгляда» Кира Коваленко на Каннском кинофестивале. Фото предоставлено съемочной группой фильма «Разжимая кулаки»

Жюри «Особого взгляда» возглавляла кинорежиссер из Великобритании Андреа Арнольд, известная своими картинами «Большая маленькая ложь», «Грозовой перевал», «Аквариум». Награду она вручила российскому продюсеру Александру Роднянскому. Режиссер картины «Разжимая кулаки» Кира Коваленко, представив свою работу, сразу же улетела в Канаду. Там она находится уже несколько месяцев вместе с сокурсником по мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете Кантемиром Балаговым. Он тоже лауреат Каннского кинофестиваля, дважды участвовал в программе «Особый взгляд» с «Теснотой» и «Дылдой», был едва ли не самым молодым членом жюри этого конкурса за всю его историю. Сейчас Кантемир работает теперь над пилотным выпуском  сериала HBO  по игре The Last of Us.  

— К сожалению, Кира не успела вернуться на церемонию — полёт из Канады в Европу занял бы 16 часов. – сказал со сцены Александр Роднянский. — Но работая с ней уже больше трёх лет, я точно знаю, что она бы сейчас сказала. Прежде всего, она поблагодарила бы своих актёров — профессионалов и непрофессионалов — всех тех, кто снимался в фильме. Поблагодарила бы всю замечательную съемочную группу, которая работала с ней в Северной Осетии, в регионе России, который редко появляется на экране. Она бы поблагодарила своего учителя, выдающегося режиссёра Александра Сокурова за то, что он дал ей профессию. И, конечно же, бы поблагодарила фестиваль за возможность услышать ее голос и жюри за такую оценку ее фильма. 

«Разжимая кулаки» снимали в шахтерском городке Мизур в Северной Осетии. Фильм рассказывает о семье, где нет матери, только отец и его трое взрослых детей – два сына и дочь Ада, которая становится центром семьи и этой картины. Она устала от опеки отца, жаждет свободы. Тесные семейные узы и  безмерная любовь близких держат ее в тисках. Кира хорошо чувствует дух Кавказа и смогла его передать зрителю.  

В «Двухнедельнике режиссеров» участвовала франко-бельгийская картина «Мой легионер» Рэйчел Лэнг, где наряду с Луи Гаррелем снялся российский актер Александр Кузнецов. О своем опыте он говорит так: «Фильм «Мой легионер» снят на французском. Я не изучал до съемок этот язык и усердно прибегал к помощи своих французских друзей и коллег, которые учили меня говорить естественно и понимать окружающих. В ходе работы над фильмом я понял важность процесса интеграции. Это не только произнесение реплик и чтение сценария, это взаимодействие на площадке. Поэтому важно изучать и практиковать язык. Труд будет вознагражден».  

Ира Борисова и Динара Друкарова со съемочной группой фильма «Купе N6». Фото предоставлено съемочной группой

В секции «Синефондасьон. Ателье» впервые за 15 лет был представлен новый российский проект «Белой дороги!». Его съемки пройдут осенью в Калмыкии, откуда родом режиссер Элла Манжеева, в Монголии и Москве. Представлен проект был в формате арт-перформанса. Элла исполнила фрагменты древнего эпоса «Гесер».

— Когда-то я была профессиональным музыкантом, 15 лет играла на скрипке, но никогда не думала, что буду петь, — рассказала Элла Манжеева после презентации. — В прошлом году молодой ученый Бем Митруев восстановил калмыцкую версию эпоса «Гесер». Он прислал мне текст, который меня очень вдохновил. Я  написала музыку, ставшую лейтмотивом «Белой дороги!» и  во многом определившей характер главного героя и финал картины. Музыка передает атмосферу фильма без слов, это был особенный момент для меня, потому что на презентации мне удалось сказать больше, чем я могла бы выразить словами. «Белой дороги!» — роуд-муви в моем собственном подсознании, современный эпос о памяти предков, защитниках веры, о том, в каком состоянии находится наш культурный код на фоне духовной нищеты и социальных проблем. Люди давно перестали создавать легенды и эпосы, будто мы сами лишили себя права воспевать своих героев. Живем в мирное время, где нет воинов. Основная война происходит с нашим сознанием, а главный враг — наше эго.  Герой фильма Алдар — успешный рэпер. Ему нужно найти свою мать, которая пропала в степи. Главную роль сыграет реальный рэпер Everthe8Тимур Бубеев, это будет его первый опыт в кино. Я думаю, что у него лично, как и у Алдара, есть связь с «Гесером». 

Фестиваль в этом году особенный. В нем собраны фильмы не только нынешнего года, но и те, что прошли селекцию прошлого года, но не были показаны из-за пандемии. Фестиваль одолел цифровизацию,  ставшую  для многих  обременительной, хотя азиатские фестивали, например, Токийский, живут в таком формате уже  много лет: не зарегистрировался онлайн  – никуда не попал. А в Каннах  многие с ностальгией вспоминают о часовых очередях, в которых мы вы выстаивали под палящим солнцем и проливным дождем. 

Илья Стюарт, Юрий Колокольников, Чулпан Хаматова, Иван Дорн, Юлия Пересильд перед премьерой «Петровых в гриппе». Фото Кристины Афанасьевой предоставлено съемочной группой

К электронному билету теперь обязательно прилагается QR-код, и чтобы стать его обладателем, нужно ежедневно сдавать бесплатный тест, наполняя слюной в специальной кабинке пробирку. Не у всех это получается, поскольку физиологического материала должно быть много. Нормой в кинозалах стало недопустимое прежде мигание мобильных телефонов. Свои данные то и дело приходится проверять, иначе замрет твоя персональная жизнь на фестивале. Вся информация по тестам и билетам сосредоточена в смартфонах. Необходимо носить маски. Пандемия по большому счету никуда не ушла. Кое-кто из звезд по этой причине не смог участвовать в фестивале. Заболела французская звезда Леа Сейду, сыгравшая в картине Брюно Дюмона «Франция». На красных дорожках не толпится  столько людей, как в прежние годы. Все гораздо спокойнее, и в этом  свой плюс.

Источник: mk.ru

Похожие записи