59-я Венецианская биеннале растворит человека в женском «молоке снов»

59-я Венецианская биеннале растворит человека в женском «молоке снов»

Организаторы главного мирового арт-смотра о грядущей выставке: постгендерное будущее, секс с природой и криогенные существа

Главный мировой арт-смотр состоится в Италии в 59-й раз и откроется для широкой публики 23 апреля. Основной проект Венецианской биеннале получил название «Молоко снов», которое отсылает к одноименной детской книге художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон, где она описывает волшебный мир, где жизнь постоянно переосмысливается через призму воображения.  На онлайн-конференции президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто и куратор основного проекта Сесилия Алемани рассказали, что выставка «отправит в путешествие через метаморфозы тел и определения человека». Впервые за свою 127-летнюю историю биеннале будет включать в себя большинство женщин и гендерно-неконформных художников. Акцент сделают на вопросе, который особенно остро был поднят с началом пандемии: антропоцентризм исчерпан, пришло время новой эпохи. Какой она будет?

Основной проект традиционно будет показываться в Центральном павильоне, что находится в садах Джардини, и на бывшей военно-морской базе в Арсенале. В выставке примут участие 213 художников из 58 стран мира: всего представят 1433 работ, 80 из которых авторы создадут специально для биеннале. Причем, большинство из них – женщины или гендерно-неконформные художники,  несоответствующие принятым нормам определенного полового поведения. Сесилия Алемани делает акцент на гендерном вопросе: куратор основного проекта биеннале считает, что сейчас самое время переосмыслить «центральную роль мужчины в истории искусства и современной культуре». Русские художницы тоже будут на Венецианской биеннале: в экспозицию войдут работы знаменитой авангардистки Александры Экстер (1882 – 1949) и кубистки Марии Васильевой (1884-1957), которая училась у Матисса и позировала Модильяни, а так же современной молодой художницы из Петербурга Жени Мачневой (род. 1988), которая работает в основном с текстилем.

  Похоже, публику, которая сможет добраться до Венеции, ждет фантастическое зрелище, сотканное из лоскутков разных мифов, мировоззрений и фантазий о будущем. Кстати, в день конференции по поводу биеннале итальянское правительство объявило, что в страну можно въехать и с прививкой «Спутник». Таким образом и российская публика получила шанс посетить мировой арт-смотр и увидеть ответы на вопросы, которые Сесилия Алемани озвучила в своем манифесте: что отличает растения от животных, человека от нечеловека, каковы наши обязанности по отношению к планете, другим людям и другим формам жизни, и как бы выглядела жизнь без нас? Идея в том, что человек является центром Вселенной устарела: антропоцен сдает свои позиции, уверена Алемани. Пришло время новой философии. 

   «Давление технологий, обострение социальной напряженности, вспышка пандемии и надвигающаяся угроза экологической катастрофы каждый день напоминают нам, что, будучи смертными телами, мы не непобедимы и не самодостаточны, а скорее являемся частью симбиотической паутины взаимозависимости, которая связывает нас друг с другом, с другими видами и с планетой в целом», – считает куратор. Поэтому в фокусе художников будут вопросы связи «между органическим и неорганическим», «новая политика идентичности» и «то, что феминистский теоретик и активистка Сильвия Федеричи называет «повторным очарованием мира» – смешение местных традиций с личной мифологией». Таким «поворотным очарованием» наполнено творчество Леоноры Кэррингтон, поэтому именно ее книга «Молоко снов» станет на грядущем международном арт-смотре «аллегорией века».

    Если судить по творчеству Леоноры Каррингтон, будут допустимы любые фантазии. Миры художницы и писательницы населяют мистические и странные персонажи – полулюди – полуживотные. Ее работы сродни живописи Дали или Босха: мрачные тона смешиваются с яркими цветами, абсурд граничит с гротеском, мифы с реальностью. Судьба Леоноры Каррингтон тоже напоминала фантастический сон. 

    Она родилась на севере Англии в богатой и влиятельной семье рьяных католиков. Родители мало времени уделяли детям, в детстве Леонора была предоставлена сама себе и няне-ирландке, которая регулярно рассказывала девочке старинные легенды и предания. В 9 лет Леонору отдали в католическую школу, но уже впитанная свобода бастовала в ней против строгих правил. Тогда «несносную девчонку» отдали на перевоспитание в школу благородных девиц при монастыре Святой Марии в Аскоте, откуда ее потом отчислили. 

С малых лет Леонора рисовала, и родители в итоге согласились на художественное образование: она отправилась учиться во Флоренцию, а потом в лондонскую Академию искусств. А в 20 лет влюбилась в женатого 46-летнего художника Макса Эрнста и сбежала с ним в Париж, где вошла в круг сюрреалистов. Когда началась война, Эрнста арестовали – как представителя «вырождающегося искусства». Каррингтон тоже грозила тюрьма, но она успела сбежать в Испанию. Макса в итоге вытащила из заключения меценатка Пегги Гуггенхайм, увезла его в Америку, где они и поженились. 

Леонора пережила из-за всего случившегося серьезный нервный срыв. Тогда отец поместил ее в психиатрическую клинику, откуда Каррингтон удалось бежать. Помогла ей та сама няня-ирландка – причем, прибыла она за воспитанницей на подводной лодке! Из Испании Леонора отправила в Португалию, оттуда – в Америку, а затем – в Мексику, где она и жила до своих конца дней.

  Леонора Каррингтон продолжала рисовать и написала ряд книг, наполненных черным юмором и таинственностью, среди них – «Дом страха», «Каменная дверь», «Слуховая трубка». Леонора несколько раз снималась в кино и выступала художником по костюмам в фильме Хуана Лопеса Моктесумы «Дом сумасшедших». Каррингтон скончалась в 2011 году – в 94-летнем возрасте. Спустя семь лет ее дом в Мехико, где художница жила с 1948 года до своей смерти, был превращен в музей. Тогда же, в 2018-м, в городке Ксилитла был открыт еще один музей Леоноры Кэррингтон, он же – Международный центр изучения и распространения сюрреализма. И это уже не дом, а целый замок, построенный в ХIХ веке. До 1999 года там размещалась тюрьма. Словом, необычную фигуру на сей раз выбрали в качестве флагмана Венецианской биеннале.

  Интригующе звучит и идея архитектурного решения основного проекта. Центральный павильон будет разделен на пять разделов, которые задуманы как «капсулы времени», где работы современных художников представят в диалоге с историческими произведениями прошлого. У каждой «капсулы времени» будет свое поэтично-мистическое название – например, «Колыбель ведьмы», «Тела мутантов» или «Технология очарования». В каждый из пяти разделов найдутся работы, которые не вошли в официальный канон истории искусств – то, что долго считалось второстепенным. Таким образом, будет переписываться и перечитываться летопись искусства. «Ни одно историческое повествование нельзя считать окончательным», – считает Алемани. Многие мысли художниц прошлого сегодня вновь становятся актуальны – их идеи проявятся в работах современных авторов и это будет продемонстрировано наглядно.

   Слияние органического и искусственного, связи между человеком и машиной, язык тела, знаки и символы – вот темы, которые предполагается раскрыть в «капсулах времени». Воедино будут собраны фантазии об апокалиптических сценариях одичавших клеток и ядерных кошмарах, постгендерном будущем, сексуальном общении с природой, новой экофеминистской мифологии, криогенных существах и многом другом.  Своеобразным эпиграфом станут аллегорические черно-белые коллажи кубинской художницы Белкис Айон о воображаемом матриархальном обществе. А заключительный раздел будет посвящен киборгам. Здесь в диалог вступят изящные скульптуры эстонской художницы Ану Пыдер, изображающие фрагментированные фигуры, модернистские монолиты американки родом из ныне украинского городка Переяслав Луизы Невельсон и механические объекты немки Ребекки Хорн, посвященные модификации тела человека. «Молоко снов» — это не выставка о пандемии, но она неизбежно фиксирует потрясения нашей эпохи. В такие времена искусство и художники могут помочь нам представить новые способы сосуществования и бесконечные новые возможности трансформации», – заключила Сесилия Алемани.

Источник: mk.ru

Похожие записи